Премьер упорно вызывает призрак "ЮКОСа"

"Дело "Мечела" заставляет задуматься о целесообразности "показательных порок" российского бизнеса, ведущих к миллиардным потерям капитализации компаний




Горно-металлургической компании "Мечел", оказавшейся в минувший четверг в центре крупного скандала, опять фатально не везет. Накануне котировки американских депозитарных расписок (ADR) компании обрушились с самого открытия торгов на Нью-Йоркской фондовой бирже. В понедельник торги ADR "Мечел" открылись 22%-м гэпом, после чего в течение нескольких минут котировки рухнули еще более чем на 30%.

Причиной падения эксперты в один голос называют новые комментарии премьер-министра РФ Владимира Путина. В понедельник премьер совсем не прозрачно намекнул на возможность использования компанией "Мечел" недозволенных приемов ухода от налогов.

На заседании президиума правительства Путин, не произнося вслух названия компании, вновь говорил о "Мечеле". По его словам, предприятие продает продукцию на внешнем рынке в четыре (в четверг было только в два) раза дешевле, чем на внутреннем: "на внутренний рынок продукция поставляется по 4,1 тыс. руб., а за границу, своим оффшорным компаниям, - по 1,1 тыс. руб., то есть в четыре раза дешевле, а потом продает эту продукцию по мировым ценам – за $323. Куда это годится?". По мнению премьера, действия компании направлены на уход от налогов внутри страны, создание дефицита на внутреннем рынке и провоцирование роста цен на металлургическую продукцию.

Примечательно, что чуть раньше со своими комментариями по "делу "Мечела" выступил помощник президента Дмитрия Медведева Аркадий Дворкович. По тону его выступления можно было понять, что президентский помощник всячески желает смягчить ситуацию и успокоить рынки. По словам Дворковича, "расследование идет уже несколько недель. Никакой срочности или спешки нет. В положенные сроки ФАС вынесет решение. Если компания нарушила принципы работы на рынке, российское законодательство, ФАС имеет право вынести санкции и, безусловно, это сделает".

Самым же интересным моментом в выступлении Аркадия Дворковича стало замечание в адрес властей, которым следовало бы быть более аккуратными в высказываниях, учитывая их возможные последствия для рынков. "Любые действия властей влияют на курс акций и облигаций, а значит, на благосостояние людей", - заявил Дворкович. По большому счету, подобное высказывание помощника президента (который так и не обозначил своей позиции по ситуации вокруг "Мечела") может быть расценено как упрек в адрес премьер-министра. Говорил Дворкович от собственного имени или мягко озвучивал позицию своего патрона (что может показаться более вероятным), пока не ясно. Ясно лишь то, что едва уловимое осуждение выступления премьера в прошлый четверг все-таки прозвучало. Более того, вряд ли от внимания премьера ускользнула фраза о том, что подобные заявления могут влиять на "благосостояние людей".

Из последовавших за этим слов Владимира Путина видно, что глава правительства не внял призывам президентского советника не раскачивать рынки. К претензиям по антимонопольной части (грозящим компании в основном лишь штрафами) в понедельник были добавлены обвинения в уходе от налогов, чреватые самыми жесткими санкциями. Это моментально развеяло ощущение умиротворенности, навеянной было словами Дворковича, и окончательно посеяло панику среди инвесторов.

В действиях "Мечела" действительно просматриваются признаки, указывающие на возможные попытки компании уйти от налогов. Некоторые сомнения может вызывать устарелость и примитивность схем, но сам факт остается фактом. Единственным вопросом, возникающим в этой ситуации, остается целесообразность "показательной порки", устроенной проштрафившейся компании. Бизнес, очень хорошо усвоивший уроки "дела ЮКОСа", еще долго будет видеть в любых резких выпадах власти желание под любым предлогом отобрать собственность, вне зависимости от истинных ее намерений. У государства сегодня достаточно возможностей и механизмов для того, чтобы уличить и наказать нечестных на руку бизнесменов, не обваливая при этом рынок, переживающий не самые лучшие времена. Объемы падения капитализации компаний в результате подобных "порок" измеряются миллиардами долларов (не говоря уже об испорченном имидже компании и страны), суммы же утаенных налогов зачастую меньше этих потерь на порядки.

Выбор читателей