В борьбе с рекламой пострадают зрители

Возможный запрет на показ рекламы во время трансляции художественных фильмов, на котором настаивают депутаты Госдумы, может лишить российских телезрителей интересного кино




В ближайшем будущем наши соотечественники смогут смотреть фильмы по телевидению, не прерываясь на рекламу. По крайней мере, такую поправку в закон "О рекламе" в минувший понедельник внес в Госдуму спикер Совета Федерации Сергей Миронов. По его мнению, необходимость такого нововведения обусловлена тем, что телевизионная реклама "мешает восприятию фильма как творческого произведения и ущемляет права телезрителя", которому не оставляют выбора - смотреть или не смотреть появляющиеся в трансляции рекламные блоки.

Как подчеркнул Миронов, особо негативные чувства вызывает реклама во время показа героико-патриотических фильмов и картин о Великой Отечественной войне. "По действующему законодательству, нельзя прерывать рекламой телепередачи длительностью до 15 минут и религиозные программы, - сообщил спикер верхней палаты парламента. - Мы предлагаем добавить к этому списку и художественные фильмы".

Миронов также сослался на результаты неких социологических опросов, согласно которым зрители особенно недовольны размещением рекламы в художественных фильмах. А вот рекламные ролики в детских, образовательных, научно-популярных, культурно-просветительских программах раздражают наших соотечественников куда меньше. При этом сторонников полного запрета на рекламу среди россиян немного - всего лишь около 4%. Доминирующее же мнение таково: реклама должна размещаться преимущественно в межпрограммных блоках и "очень избирательно" - внутри некоторых видов телепередач, в новостных программах, в естественных паузах во время спортивных трансляций и различных шоу. "Таково мнение подавляющего числа россиян, и его необходимо учитывать", - считает Миронов. Впрочем, о полном изгнании рекламы с телеэкранов речи не идет, отметил спикер Совета Федерации.

Депутаты эту инициативу в целом поддерживают. Так, зампред комитета по информационной политике Борис Резник заявил "Новым известиям", что телевизионщики "только и занимаются тем, что сшибают деньги, не задумываясь о творческой составляющей профессии и не желая наладить хорошие отношения со зрителями". При этом парламентарий напомнил, что несколько лет назад руководители центральных телеканалов с подачи комитета по информационной политике Госдумы подписали документ, взяв на себя обязательства уменьшить количество рекламы и убрать из эфира насилие, однако, ни того, ни другого на телевидении меньше не стало. "По статистике ЮНЕСКО, средний американский подросток с рождения до совершеннолетия видит по телевизору 11 тыс. сцен насилия, а русский - 22 тыс.", - отметил Резник.

Эксперты же назвали предложение Миронова популистским и высказали опасение, что при вступлении поправки в силу художественные фильмы с экранов исчезнут вовсе. "Художественные фильмы могут исчезнуть с экранов, подобно тому как исчезли детские телепередачи несколько лет назад, когда рекламу запретили в них", - цитируют "Новые известия" президента Ассоциации коммуникационных агентств России Владимира Евстафьева. По его словам, тогда недовольных новым законом будет больше, чем сейчас недовольных засильем телерекламы. "Если хочешь смотреть канал без рекламы - смотри "Культуру", а если хочешь на халяву смотреть современные фильмы, то будь добр, потерпи", - резюмировал Евстафьев.

Такого же мнения придерживается генеральный директор Publicis Groupe Media Eurasia Сергей Белоглазов, по словам которого, от такого решения пострадают телезрители. "В июле этого года доля прямой рекламы в художественных фильмах на национальных каналах составила 18% от всех проданных рейтингов, - отметил он в интервью "РБК daily". - Ее запрет помимо дополнительного существенного инфляционного фактора, от которого пострадают рекламодатели, приведет к тому, что каналы, не желая терять деньги, сократят количество транслируемых художественных фильмов, от чего пострадает и телезритель".

Сами телевизионщики пока отказываются прогнозировать возможные убытки в случае принятия поправок. Замгендиректора ВГТРК Виктория Арутюнова лишь назвала "НИ" законопроект "не доведенным до ума". Впрочем, директор Института проблем информационного права Андрей Рихтер считает, что вводимое поправками ограничение можно будет обойти. По его словам, для этого достаточно называть фильмы не "художественными", а, к примеру, "популярными", после чего в них можно будет размещать рекламу. А вот для борьбы с засильем рекламы, по мнению юриста, необходимо лишь удлинить непрерываемый промежуток фильма до 30 минут, как в большинстве европейских стран.

Выбор читателей