Энтузиасты готовы обрушить рынок нефти

Падение цен на нефть продолжается с начала недели на всех ведущих мировых биржах. Сложилась ситуация, когда основные драйверы мирового нефтяного рынка могут оказаться в роли гири, тянущей его вниз




Вчерашний день стал черным для мирового нефтяного рынка. Котировки ближайших фьючерсов на индикативный сорт нефти Brent на Лондонской бирже обвалились ниже психологически важного уровня в $120 за баррель - до отметки $118,36 за баррель. В течение дня падение цен продолжалось на всех ведущих мировых биржах на все сорта черного золота.

Вчерашнему падению предшествовал обвал, случившийся в понедельник, 4 августа. В этот день в Лондоне на InterContinental Exchange сентябрьский контракт на нефть Brent подешевел сразу на $3,50, закрывшись на отметке $120,68 за баррель. На New York Mercantile Exchange цена фьючерсного контракта на нефть марки WTI с поставкой в сентябре снизилась на $3,69, до $121,41 за баррель. Примечательно, что падению не смогли воспрепятствовать ни угрозы сокращения поставок из Ирана, ни пожар на НПЗ компании Valero Energy Corp. в Хьюстоне.

Отсутствие позитивной реакции нефтяного рынка на эти явно благоприятные для него события позволяет сделать вывод о том, что ситуацией движут уже не краткосрочные, а куда более глобальные факторы. Похоже, с каждым днем рынок методично избавляется от накопленной за долгие месяцы спекулятивной составляющей, сосредотачивая основное внимание на соотношении спроса и предложения. Это может свидетельствовать о начале нового долгосрочного понижательного тренда. Что касается рыночного предложения, не так давно стало известно, что страны ОПЕК уже третий месяц подряд наращивают добычу нефти. На фоне спекулятивного ажиотажа последних месяцев это было почти не заметно. Но сейчас, с постепенным уходом с рынка спекулянтов, увеличение объема предложения становится все более очевидным. В сфере спроса дела обстоят еще более тревожно: наблюдается сокращение потребления нефтепродуктов в Европе и США, вызванное общим экономическим спадом. Европейцы все чаще отказываются от поездок на автомобилях в пользу общественного транспорта. Привычная жизнь на собственных "колесах" становится для многих семей накладной. Еще более серьезные перемены происходят в Соединенных Штатах. По утверждениям американских автомобильных дилеров, в последние месяцы отмечается рост отказов от покупки столь почитаемых в США автомобилей с большим объемом двигателя. А это означает новый виток снижения потребления топлива, только немного отложенный во времени. Учитывая, что опасность сползания американской экономики в рецессию все еще сохраняется, говорить о возобновлении потребительской активности американцев пока не приходится. Если же в США наступит рецессия, по нефтяному потреблению будет нанесен еще один сильный удар.

Не менее тревожной выглядит ситуация и в Китае, где все более отчетливо прослеживается тенденция к замедлению экономики. Более того, в части потребления нефти Китай и Индия могут стать настоящей бомбой для рынка. В последнее время именно спрос со стороны этих стран в значительной степени определял ситуацию на рынке нефти по причине начала массовой автомобилизации населения. Однако именно эта лавинообразная автомобилизация способна сыграть злую шутку с мировым рынком нефти. Доходные базы миллионов индийских и китайских семей крайне хрупки и далеки от стабильности. Они целиком и полностью завязаны на невиданный экономический рост, демонстрируемый их странами. Самое же главное состоит в том, что в подавляющем большинстве случаев эти доходы не подкреплены накоплениями. В условиях быстрого экономического роста и огромного числа соблазнов, возникающих с первыми "серьезными" (в понимании рядовых китайцев и индийцев) деньгами, их мало кто спешил делать. Вместе с тем даже небольшое снижение темпов экономического роста будет означать сокращение числа рабочих мест и доходов населения. В этой ситуации миллионы новоиспеченных автомобилистов окажутся вынуждены снова ходить пешком или пересаживаться на велосипеды - снижающихся доходов просто перестанет хватать на эксплуатацию и содержание даже самого простого и недорого автомобиля. Это означает, что основные драйверы мирового нефтяного рынка в кратчайшие сроки могут оказаться в роли гири, тянущей этот рынок вниз.

Выбор читателей