Утонувшая утопия

Эти стены должны были стоять веками, надежно защищая от внешних и внутренних соблазнов. Но история распорядилась иначе: маслянистое сталинское барокко вместе с чахлым на вид модерном живут, а простые и выверенные шедевры конструктивизма осыпаются




Проект фотографа и медиахудожника Владислава Ефимова рождался как путеводитель, как действующая машина времени, дающая возможность зрителям посетить страну исполненных желаний и реализованных возможностей, объединивших в себе красоту и пользу, отдых и труд, мечту и действительность...

Здание ГЦСИ стилистически как будто специально предназначено для этого проекта. Экспозиция выносит нас волной в полутемный зал, где множество световых коробов (модно называющихся ныне лайт-боксами) светятся, как окна в так и не наступившее светлое будущее. Лампа лайт-бокса своим ярким светом обнажает образы разрушенной утопии и сообщает о высоком градусе художественной и социальной жизни 1920-х годов. Организация выставочного пространства также четко продумана: здания сгруппированы по функциональному признаку, "культура и образование", "быт", "жилье" "управление и обслуживание", "промышленность".

Новые песни придумала жизнь: на банно-прачечном комбинате (ул. Шелгунова, д. 3) стыдливо повисла реклама сауны-бильярда, в фабрике-кухне на площади Стачек расположился "Макдональдс". Пылятся огромные окна, призванные подарить солнце всем - забесплатно и навсегда. Новая власть частенько строила из старых материалов, поэтому преждевременная дряхлость настигла большинство сооружений...

Утонувшая утопия - так можно охарактеризовать эти строгие памятники архитектуры, предназначавшиеся для людей, живущих жизнью полностью свободной от быта. Все эти фабрики-кухни, банные комбинаты были призваны отскрести закопченость прошлых времен с обновленной души и окрепшего тела, сформировать новую личность. Эта архитектура отнимала приватность, личное пространство и даже уют. Лишенные всяких декоративных элементов сооружения обнажали функцию, их холодная выверенная красота на многие десятилетия опередила те неспокойные полуголодные годы. Взамен прошлых (и пошловатых) мещанских радостей в виде кружевных занавесок и кучерявых лепных завитков архитектура конструктивизма дарила ощущение мощи и державности, непобедимости и прочности. Эти стены должны были стоять веками, надежно защищая от внешних и внутренних соблазнов. Но история распорядилась иначе: маслянистое сталинское барокко вместе с чахлым на вид модерном живут и не тужат, а простые и выверенные шедевры конструктивизма осыпаются - скромность не может громко крикнуть о своей (несомненной) ценности.

Во всем мире к памятникам эпохи конструктивизма принято относиться бережно. С ними носятся, каталогизируют, полируют и смахивают соринки, ведь этот архитектурный стиль оставил после себя не так уж много, каждый объект на вес золота. Иначе обстоит дело в нашей стране: многочисленные конструктивистские здания находятся в полуразрушенном состоянии, внушая неподготовленному зрителю неясную тоску своей лаконичностью. Покой осыпающихся стен нарушают разве что возмущенные энтузиасты да иностранные туристы с фотоаппаратами.

Архитектура во все времена являлась самым точным эстетическим зеркалом социальных изменений. Власть, не всегда отдавая себе в этом отчет, неизменно диктует городу и миру определенный внешний облик. Эпоха диктатуры прямых углов давно закончилось. Но, может быть, настал час возрождения мощных, но таких беззащитных памятников той суровой эпохи формирования новых людей. По крайней мере, давно пора вымыть зеркало и взглянуть на себя тогдашних. Не отворачиваясь.

Выбор читателей