Пакистан делят очередями

Единственным сильным игроком в Пакистане являются военные, и договариваться Соединенным Штатам придется именно с ними. Все происходящее сейчас в стране выглядит как подготовка к большому торгу относительно текущих полномочий и возможных дивидендов


ФОТО: АР



Размах, который принимает в последнее время антитеррористическая операция в Афганистане, начинает пугать соседний Пакистан. Дело в том, что, согласно договоренности между Вашингтоном и Исламабадом, американским военным было разрешено преследовать террористов в приграничных районах Пакистана, предварительно ставя в известность местные власти.

Эта практика продолжается уже много лет, и все успели привыкнуть к тому, что время от времени жертвами "борьбы с террором" становилось мирное население как самого Афганистана, так и приграничных районов Пакистана. Но в последние недели - на фоне политического кризиса в Пакистане и активизации талибов* в Афганистане - подбадриваемые из Вашингтона американские военные стали действовать все более активно и небрежно. Эксцессы с гибелью женщин и детей стали происходить по несколько раз в неделю, и ситуация вышла из-под контроля.

Дело дошло до того, что пакистанские военные начали отвечать на "беспредел" без согласования с гражданскими властями страны. Пятого сентября, за день до президентских выборов, был блокирован маршрут поставки топлива контингенту НАТО в Афганистане. А в минувший понедельник был открыт предупредительный огонь по американским боевым вертолетам, пытавшимся высадить десант у деревни Ангор Адда, которая совсем недавно уже пострадала от "дружественного огня" американских союзников.

Последний инцидент привлек повышенное внимание СМИ прежде всего потому, что стрельба, пускай и предупредительная, по антитеррористическому контингенту качественно изменила ситуацию. От взаимных упреков стороны переходят к прямому противостоянию, что подтверждает прогнозы аналитиков, которые сразу после отставки Мушаррафа предупреждали о возможном осложнении американо-пакистанских отношений. И надо признать, что движение в этом направлении уже началось.

Сегодня, через десять дней после избрания президентом Пакистана "демократа" и коррупционера Асифа Али Зардари, уже можно говорить о росте политического влияния военных и даже о фактическом двоевластии. Мало того, что военные сами решают, в кого им стрелять, так они еще и делают далеко идущие политические заявления. Например, начальник штаба сухопутных войск генерал Ашфак Киани, комментируя стрельбу по американским вертолетам, заявил, что Пакистан не позволит иностранным войскам вторгаться на территорию суверенной и территориально целостной страны, а его Вооруженные силы будут защищать национальный суверенитет "любой ценой".

Примечательно, что все это происходит на фоне ужесточения позиции США. Речь идет о двух решениях Джорджа Буша, который сначала разрешил войскам спецназначения США проводить наземные операции на территории Пакистана без согласия правительства этой страны, а потом принял решение о выводе из Ирака восьми тысяч военных и усиления за их счет американского контингента в Афганистане. То есть в скором времени эти несогласованные операции будут проводиться силами усиленного контингента. Отдельный сюжет - это мотивация этих решений. Если верить американским СМИ, в последнее время ситуация в Ираке улучшилась, а в Афганистане и приграничных районах Пакистана, напротив, активизировались талибы и "Аль-Каэда", и потому усилия необходимо сосредоточить именно на этом направлении.

В таком контексте действия и заявления пакистанских военных выглядят как демонстрация готовности изо всех сил сопротивляться американскому вмешательству и оказывать покровительство талибам, которые и ранее свободно пересекали афгано-пакистанскую границу. Но при таком раскладе дело вполне может дойти до военного переворота или гражданской войны. Тем более что новый президент не слишком похож на сильного лидера. К тому же у него хватает и других проблем, прежде всего, экономических, а все надежды на их разрешение связаны с помощью США.

Однако с помощью, похоже, возникли какие-то проблемы. Во всяком случае, только что избранный президент Пакистана счел возможным несколько дистанцироваться от Вашингтона. Если накануне выборов Зардари с тревогой констатировал, что "мир проигрывает войну воинственному исламу", а Пакистан отступает под натиском вооруженных талибов, и призвал внести пакистанские структуры движения "Талибан*" в список террористических организаций, то в минувшие выходные он возмутился попытками США переложить на Пакистан ответственность за нарастание хаоса в регионе.

По словам Зардари, Вашингтон упрекает Исламабад за то, что пакистанские власти "не оправдали ожиданий" и оказались не в состоянии контролировать ситуацию в приграничных районах, но и силы НАТО тоже не смогли навести прядок в самом Афганистане. Для президента, считающегося ставленником США, это слишком сильные заявления. Но его можно понять. С одной стороны, на Зардари давят выходящие из-под контроля военные, с другой - американские партнеры, которые к тому же не спешат оказать конкретную помощь, поскольку у них и без того хватает проблем: от экономического кризиса и предстоящих выборов до кавказского кризиса и проекта "умиротворения" Ирана.

Тем не менее многие эксперты уверены: США ни в коем случае не пустят ситуацию в Пакистане на самотек хотя бы потому, что эта страна обладает ядерным оружием. Но усмирение этой территории может вылиться в затяжной конфликт. В пользу такого сценария говорит пример Ирака, а также тот факт, что ситуация в ряде провинции Пакистана и без внешнего вмешательства напоминает афганский хаос. В Северном Вазиристане у власти находятся ставленники ваххабитов. В Южном Вазиристане вольготно расположились талибы со своими лагерями и террористическим школами. В Белуджистане идет партизанская война. А население даже относительно мирных районов все более склоняется к поддержке исламистов.

Единственным сильным игроком являются военные. И хотя аналитики постоянно говорят о "растущем недоверии" Вашингтона к военному командованию и спецслужбам Пакистана, которые тоже не чужды симпатий к мусульманским ортодоксам, договариваться придется именно с ними. Потому что в противном случае США рискуют натолкнуться на тотальное сопротивление, а пакистанские элиты - лишиться преимуществ своего нынешнего положения.

И, в конечном счете, нельзя исключить, что демонстративная решимость США отказаться от контактов с пакистанскими военными на этапе подготовки операций и уведомлять их постфактум, является формой давления. Дескать, не хотите по-хорошему, будет по-плохому. А неожиданно смелые высказывания президента Зардари, маневры вокруг топливного транзита для контингента НАТО и предупредительная стрельба в американских военных выглядят как подготовка к большому торгу относительно текущих полномочий и возможных дивидендов.

Альтернативой этому несколько искусственному консенсусу является беспредел войны всех против всех или исламская революция, что вряд ли устроит как США, так и элиты Пакистана.

* Организация запрещена на территории РФ

Выбор читателей