Буш задумал рокировку

Американский президент уверяет, что в Багдаде уже все спокойно, а вот в Афганистане пора бы завершить начатое дело, увеличив там военное присутствие. Это, по-видимому, поможет поправить пошатнувшийся рейтинг республиканцев




Выступая на днях перед студентами и преподавателями Национального университета обороны в Вашингтоне, Джордж Буш заявил о принятом решении изменить численность американских военнослужащих в Ираке и Афганистане. Присутствие в Ираке планируется сократить на восемь тысяч к февралю, а контингент в Афганистане увеличить примерно на четыре тысячи человек до конца текущего года. В настоящее время общая численность американских военных в Ираке составляет 146 тысяч, а в Афганистане - 33 тысячи.

Планируя уменьшение военного присутствия в Ираке, администрация Буша делает упор на то, что международная операция идет успешно, главные цели достигнуты, и теперь настает время для постепенной передачи ситуации под контроль местных вооруженных сил. С другой стороны, по мнению экспертов Белого дома, для эффективных действий в Афганистане у коалиционных войск сил недостаточно, и американское командование в этой стране требует дополнительно двенадцатитысячное подкрепление. "Наконец у меня появится четкая стратегия для того, чтобы закончить начатое в Афганистане. Для этого потребуется больше войск, больше внимания подготовке афганских сил безопасности, больше усилий, направленных на уничтожение убежищ "Талибана*" и "Аль-Каэды" вдоль границы с Пакистаном" - заявляет Джордж Буш.

Однако для объяснения причин сокращения американского присутствия в Ираке президент США избрал не самые убедительные аргументы. Отсутствие за последнее время крупных терактов и боевых столкновений действительно создает впечатление относительной стабильности. Но эта стабильность очень обманчива. Диверсионная война и междоусобные стычки то стихают, то вспыхивают с новой силой, и удерживать ситуацию под контролем удается только благодаря присутствию войск коалиции. Взаимная неприязнь шиитов, суннитов и курдов за период оккупации не пропала, и когда дело дойдет до раздела власти, гражданская война станет практически неизбежной. Иностранные журналисты, работающие в Ираке, отмечают, что местные чиновники, любящие в камеры и диктофоны говорить о необходимости вывода оккупационных войск, в приватных беседах признаются, что в действительности такая перспектива их пугает.

Частичный вывод войск из Ирака - это не признак грядущего спокойствия, а действие, направленное на поднятие рейтинга республиканцев: ведь ближневосточная война крайне непопулярна в США, и уже дорого обошлась однопартийцам Буша. Не будет преувеличением сказать, что Барак Обама в очень большой степени обязан своими предвыборными успехами критике, обрушиваемой на республиканцев в связи с иракской авантюрой. Недоволен лидер демократов действиями Белого дома и на этот раз. "План Буша прост: он ссылается на недостаток военных сил, средств и времени. Все эти проблемы перейдут по наследству следующему президенту", - сетует на медлительность Буша в афганском вопросе Обама. Позже в заочную полемику вступил Джон Маккейн: "Бесспорно, нам нужны дополнительные силы в Афганистане, и я поддерживаю отправку дополнительного контингента. Обама считает, что для того, чтобы победить в Афганистане, мы должны проиграть в Ираке. Я же хочу победить и в Ираке, и в Афганистане".

В действительности, шансов на успех западной коалиции в Афганистане еще меньше, чем в Ираке. И Барак Обама, сегодня призывающий к самым активным действиям НАТО на афганском направлении, со временем рискует оказаться в положении Буша, втянувшего США и их союзников в безнадежную войну на Ближнем Востоке. Ирак расположен в пустыне, что позволяет использовать наземную технику и вести активные наступательные действия. Кроме того, население этой страны расколото по этническому и конфессиональному признакам, что позволяет оккупационным силам играть на противоречиях. В то же время, значительная часть территории Афганистана - с горным рельефом, вследствие чего вести наступательные операции крайне сложно. Следует учитывать и то обстоятельство, что главное сопротивление силам коалиции оказывают воинственные и сплоченные пуштуны, о мирной жизни знающие лишь понаслышке, ненавидящие американцев и европейцев, и готовые воевать до последнего. Талибы*, в случае необходимости, через практически неконтролируемую границу без проблем уходят в Пакистан, чтобы потом вновь возвратиться в Афганистан. Пусть и косвенно, но о различиях между действиями сил коалиции в Ираке и в Афганистане свидетельствуют результаты поисков американцами "врагов №1" в этих странах. Саддам Хусейн был захвачен в плен спустя несколько месяцев после начала интервенции, а Усама бен Ладен до сих пор не обнаружен.

Ключевая проблема Вашингтона в Ираке и Афганистане - объективная слабость его союзников в лице режимов Джалала Талабани и Хамида Карзая, располагающих солидной внешней, но не внутренней поддержкой. Иностранные войска могут добиться временной стабильности, заморозить конфликты. Однако разрешить фундаментальные противоречия в обществах, подобных иракскому и афганскому, они не в состоянии. Сегодня американское общественное мнение уже склонилось к тому, что оккупацию Ирака необходимо прекращать, несмотря на то что после ухода иностранных сил Багдад будет оставаться дружественным Западу ровно столько, сколько в одиночку сможет продержаться режим Талабани. Сегодня есть все причины полагать, что итог афганской кампании будет аналогичным.

* Организация запрещена на территории РФ

Выбор читателей