СМИ: Средний класс бежит из страны

С началом кризиса увеличилось число желающих уехать из России в поисках лучшей доли. Особенность новой волны эмиграции состоит в том, что уезжают, главным образом, менеджеры и предприниматели




Как всегда по будням "Yтро" предлагает вниманию читателей обзор свежей российской прессы.

"Новые известия" отмечают новую тенденцию. С началом кризиса увеличилось число желающих покинуть Россию в поисках лучшей доли. Эксперты говорят о десятках тысяч эмигрантов в этом году и прогнозируют их рост, если кризис в нашей стране продлится дольше, чем на Западе. Особенность новой, пятой, волны эмиграции состоит в том, что уезжают, главным образом, менеджеры и предприниматели. Другая ее отличительная черта в том, что многие наши соотечественники не отказываются от российского гражданства, так как рассматривают эмиграцию только как способ временного обустройства жизни. По данным Росстата, из страны в последние месяцы уезжали на постоянное место жительства за рубеж в среднем около четырех тысяч человек. Демограф Никита Мкртчян говорит, что эта статистика не отражает действительности, так как подавляющее большинство уехавших не отказываются от российского гражданства и сохраняют за собой жилье и регистрацию. Замдиректора "Левада-центра" Алексей Гражданкин считает, что в ближайшие два года количество "кризисных" эмигрантов может составить 100 тысяч человек.

Тема кризиса по-прежнему одна из самых популярных в СМИ. Только теперь, помимо поиска ответа на вопрос "Чего ждать от кризиса?", издания пробуют предугадать, "что будет после кризиса". Так, "РБК daily" предупреждает, что, если экономические неурядицы продлятся три года, Россия станет совсем другой страной. Причины кризиса в нашей стране - сырьевая структура отечественной экономики и неразвитая финансовая система. Причем на данный момент кризис перекинулся из финансового сектора в реальный не полностью, отмечают авторы доклада "Экономический кризис в России: экспертный взгляд". Вчера он был представлен в Институте современного развития (ИНСОР), попечительский совет которого возглавляет президент Дмитрий Медведев. По мнению президента фонда "Институт энергетики и финансов" Леонида Григорьева, острая фаза кризиса в России продлится не менее чем до конца лета, но даже при этом два тяжелых года ей обеспечены - в первую очередь, за счет низких мировых цен на нефть. Как считают авторы доклада, вместе с национальными резервами Россия потеряет время, настраивая экономику на качественный послекризисный рост.

Как стало известно "Московскому комсомольцу", неофициальная информация о том, что срок службы в армии по призыву может быть вновь увеличен, получила подтверждение. Этот вопрос обсуждался среди прочих в понедельник на встрече депутатов Госдумы с руководством Минобороны. Речь шла о том, чтобы призывники служили не год, а полтора. Сторонники идеи увеличения срока службы приводят два основных аргумента. Во-первых, подготовить солдата за год тяжело, тем более что военная техника становится все сложнее. Во-вторых, даже несмотря на отмену отсрочек, войскам уже в ближайшие призывные кампании начнет не хватать новобранцев - при годичной службе забирать в армию нужно больше людей, а их просто нет. Впрочем, рассуждает "МК", возможно, в Минобороны таким образом готовятся к весеннему призыву. Специально запускают слухи об увеличении сроков службы, чтобы в ближайший призыв собрать больше новобранцев. Ведь молодые люди могут резонно рассудить: лучше год сейчас отслужить, чем полтора потом.

"Труд" пишет о том, что российские педагоги требуют пересмотреть систему начисления заработной платы и отменить пятибалльную шкалу оценки знаний. Они отправили Владимиру Путину письмо, под которым подписались более 1200 учителей. Недовольство преподавателей вызвала новая система оплаты труда, которую ввели в прошлом году. Если раньше в школах платили за отработанные часы, то теперь - за количество учеников. В крупных городах не почувствовали разницы, а в провинции не досчитались по 1 - 3 тыс. рублей. В первую очередь, страдают сельские школы, в которых мало учащихся, всего по несколько человек в классе. Учителя просят разработать и ввести систему дотаций - хотя бы для сельских и других школ, в которых мало детей. Среди других просьб - пересмотр подхода к выпускным экзаменам (отмена ЕГЭ) и модернизация системы оценки знаний учащихся вообще. Существующая пятибалльная шкала на самом деле трехбалльная и не отражает нюансов знаний школьника, подчеркивают учителя.

"Российская газета" сообщает, что в отечественном календаре появится новая памятная дата - День партизан и подпольщиков. Депутаты "Единой России" решили поддержать инициативу брянских коллег, которые, "отдавая дань памяти павшим народным мстителям и чествуя ныне живущих партизан и подпольщиков", предложили считать 29 июня Днем партизан и подпольщиков. Дата выбрана не случайно. Именно в этот день в 1941 г. вышла Директива Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) партийным и советским организациям прифронтовых областей, где и была поставлена задача организовывать в занятых врагом районах "партизанские отряды и диверсионные группы для борьбы с частями вражеской армии, для разжигания партизанской войны всюду и везде, для взрыва мостов, дорог, порчи телефонной и телеграфной связи, поджога складов", создавать "невыносимые условия для врага и всех его пособников, преследовать и уничтожать их на каждом шагу, срывать все их мероприятия".

Как предполагает "Мир новостей", в скором времени штраф за нарушение правил вождения, вероятно, будут платить автолюбители, больные гриппом. Оказывается, насморк, кашель и чихание снижают способность управлять машиной в не меньшей степени, чем употребление перед выездом избыточной дозы алкоголя. Как показывает западноевропейская статистика, в прошлом году один из десяти автомобильных инцидентов произошел по вине простуженных водителей. В ходе исследования, проведенного британской страховой компанией, выяснилось, что даже легкая головная боль снижает скорость реакции на 4%. А те, кто был сильно простужен или болел гриппом, на 11% теряли способность управлять машиной по сравнению со здоровыми водителями. Не удивительно, что в осенние и зимние месяцы - самый "гриппозный" период - количество аварий резко возрастает.

Выбор читателей