Обама в России: прорыв не состоялся

Говорить о каком-то стратегическом прорыве в российско-американских отношениях, несмотря на общий благожелательный тон вчерашних переговоров Медведева и Обамы, по итогам первого дня визита президента США в Москву не приходится


ФОТО: АР
ВСЕ ФОТО



В преддверии визита Барака Обамы в Москву некоторые комментаторы были настроены скептически, предсказывая едва ли не провал "перезагрузки" отношений между РФ и США. Перспективы обсуждений по СНВ, расширению НАТО, ПРО в Восточной Европе и по ситуации на постсоветском пространстве многим представлялись весьма спорными. Тем более что буквально накануне визита Обамы позиции американской администрации, например, по такому острому вопросу, как Грузия, фиксировались без изменений.

Диалог можно будет назвать эффективным лишь в случае готовности США выйти на договоренности по СНВ одновременно с договоренностями по ПРО, отмечали наблюдатели. Предполагалось, что остановка программы противоракетной обороны в Восточной Европе будет предложена американцами взамен на согласие РФ на транзит военных грузов США в Афганистан. Но и эту возможную сделку многие эксперты расценивали как "крайне туманные обещания", которые впоследствии будут пересмотрены в пользу возобновления размещения ПРО. Отдельные опасения были связаны с тем, что если Москва пойдет навстречу США в этом вопросе, то в перспективе она рискует настроить против себя мусульманский мир.

Определенный скептицизм был связан и с тем, что по СНВ будет подписан политический документ, а не юридически обзывающее соглашение.

В этих условиях максимумом возможного виделась успешная попытка России и США выстроить диалог в условиях недоверия и придать ему новый политический импульс: на большее, констатировали наблюдатели, рассчитывать не приходится. Впрочем, учета интересов РФ по ПРО ждали практически все.

Условия России и США, несмотря на общий благожелательный тон вчерашних переговоров, изначально были несколько неравными. В то время как Америка предлагала потенциально позитивную, объединяющую повестку дня (проблемы СНВ, Афганистана и Ирана), где России отводится роль союзника и одного из ключевых игроков, РФ вынуждена была отталкиваться от иных посылов. Ожидалось, что Медведев сконцентрируется на решении разногласий, таких как ПРО и НАТО, предлагая определенные уступки по важным для США темам в обмен на учет интересов РФ, однако – по крайней мере, публично – подобных заявлений со стороны российского лидера не прозвучало.

Президенты США и России по итогам встречи утвердили ряд двусторонних документов, в частности, касающихся СНВ, ПРО и афганского вопроса. Документ под названием "Совместное понимание по вопросу о дальнейших сокращениях и о ограничениях стратегических наступательных вооружений" предусматривает, что будущий Договор должен содержать "положение о том, что каждая сторона станет сокращать и ограничивать свои стратегические наступательные вооружения таким образом, чтобы через семь лет после вступления в силу Договора и в дальнейшем предельные уровни стратегических носителей лежали бы в пределах 500-1100 единиц и для связанных с ними боезарядов в пределах 1500 – 1675 единиц". "Конкретные цифры, которые должны быть зафиксированы по этим предельным уровням в Договоре, будут согласованы в ходе дальнейших переговоров, – говорится в заявлении. – Президенты поручают переговорщикам в ближайшее время завершить выработку Договор,а с тем чтобы они могли его подписать и представить на ратификацию в своих соответствующих странах".

Было подписано межправительственное соглашение о транзите вооружения, военной техники, военного имущества и персонала через территорию РФ в связи с участием Вооруженных сил США в усилия по обеспечению безопасности, стабилизации и восстановлению Афганистана. Подписи Обамы и Медведева стоят также под рамочным документом по развитию сотрудничества между Вооруженными силами РФ и США. Подписан меморандум об утверждении рабочего плана по совершенствованию военного сотрудничества между Вооруженными силами двух стран на 2009 г.; по итогам встречи были приняты совместные заявления по ПРО и о сотрудничестве в ядерной сфере. Президенты "поручили экспертам провести совместную работу по анализу баллистических ракетных вызовов ХХI в. и подготовить соответствующие рекомендации, имея в виду приоритетное использование политико-дипломатических методов. Одновременно они планируют провести совместный обзор всего спектра имеющихся в нашем распоряжении средств, позволяющих нам сотрудничать в мониторинге развития ракетных программ в мире", – говорится в заявлении. Также принято решение по созданию Российско-американской президентской комиссии по развитию сотрудничества. Это новый координационный механизм развития двустороннего взаимодействия взамен существовавшей ранее комиссии Гор – Черномырдин.

Тем не менее, полагают аналитики, говорить о каком-то стратегическом прорыве по итогам первого дня визита Обамы в Россию не приходится. По мнению президента исследовательского центра "Политическая аналитика" Михаила Тульского, вряд ли приезд Обамы и даже самые благодушные переговоры изменят холодные отношения между Россией и США (как и Западом в целом). "Проблемы во взаимоотношениях России и США возникли не из-за того, что какой-то американский лидер за что-то невзлюбил какого-то российского лидера, и после смены лидеров все противоречия сведутся на нет. Непонимание и враждебность между Западом и Россией носят системный характер. Последние годы образ России на Западе – это образ азиатской деспотии, в которой находят все меньше следов демократии и все больше признаков пожизненного правления Путина: многие на Западе убеждены, что Путин вновь вернется на президентский пост в 2012 году, и Медведев увеличил президентский срок с четырех до шести лет именно для Путина. И это нравится далеко не всем", – заявил политолог "Yтру".

Именно этим объясняются постоянные вопросы западных журналистов (один из которых прозвучал и на довольно краткой пресс-конференции Медведева и Обамы) о том, кто же в России главный – Путин или Медведев. Вчера Обама довольно дипломатично и благожелательно отозвался о российском властном тандеме, однако незадолго до этого, как известно, заявил в интервью AP о том, что Путин стоит одной ногой в прошлом, другой в будущем (чем дал наблюдателям повод заподозрить себя в попытке провести линию между двумя участниками тандема, выделив Медведева как более удобного для США лидера). Тем не менее, учитывая, что Путин традиционно уклоняется от ответа на вопрос о том, кто из них с Медведевым будет выдвигаться в президенты в 2012 г., подозрения на сей счет на Западе только усиливаются.

В России, в свою очередь, популярна идея о том, что все ее беды – от Запада, доллара, да и "кризис к нам завезли из США". "Подобные мысли нередко звучат и на главных государственных телеканалах. В ситуации такого взаимного недоверия и противопоставления вряд ли что-то могут изменить даже десять визитов Обамы, – уверен Тульский. – Так что всерьез отношения между Россией и США его визит ни капли не изменил, да и вряд ли мог изменить. Взаимная похвала Обамы и Медведева и заявления о том, как они подружились и доверяют друг другу, никого не должны вводить в заблуждение: точно такие же заявления мы слышали и от Буша с Путиным – они тоже постоянно именовали себя "хорошими друзьями".

Если тон российско-американских отношений никоим образом не изменился, остается лишь анализировать, изменилось ли что-нибудь в мелочах и конкретных результатах визита, к каковым относится подписание соглашения о взаимном сокращении СНВ, а также о транзите американских военных грузов в Афганистан через территорию России. "Если первое соглашение можно назвать взаимовыгодным, то второе – целиком и полностью в интересах США. Что же получает Россия взамен? Мы получили заявление Обамы, что у США есть разногласия с РФ "по вопросу Грузии, территориальную целостность которой мы поддерживаем", также мы услышали от Обамы, что он так и не отказался от идеи установки ПРО, так как "система ПРО нужна нам, чтобы предотвратить ракетный удар". Президент Медведев при этом не столько возразил Обаме, сколько поспешил сгладить острые углы, заявив, что "никто не говорит, что ПРО вредна сама по себе". Таким образом, мы видим уступки интересам США с российской стороны, но не видим никаких уступок с американской", – считает Тульский.

В целом, ситуация достаточно традиционна для периода Путина – Медведева (и даже периода позднего Ельцина): Запад (и, в первую очередь, США) поднимает тему сворачивания демократии в России, но потом быстро "сворачивает" этот контекст в обмен на уступки со стороны Москвы по практическим вопросам.

Впрочем, впереди встреча Барака Обамы с внесистемной оппозицией (эта идея, как известно, не очень понравилась Кремлю). Несмотря на то что господа Каспаров и Немцов вряд ли могут претендовать на статус "народных рупоров", американский президент наверняка прислушается и к их мнению, после чего вынесет вердикт по поводу состояния демократии в России.

#0-14 AP © #15-19 Максим Легуенко ©

Выбор читателей