Жизнь на Земле зародилась под колпаком

Явление, к борьбе с которым сегодня призывают все больше ученых, обеспечило возникновение живых организмов на нашей планете. Именно парниковый эффект не дал замерзнуть воде, необходимой всему живому

Парниковый эффект, который сегодня подавляющему большинству жителей Земли представляется чем-то крайне зловещим, на самом деле стоит поблагодарить за то, что жизнь на нашей планете вообще появилась. К такому выводу пришли авторы исследования, опубликованного в научном журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Как удалось выяснить ученым из Копенгагенского и Токийского технологического университетов, океаны жидкой воды, в которых на Земле зародились первые простейшие цианобактерии, оставались жидкими благодаря парниковым газам, заполнявшим атмосферу в те далекие времена и образовавшим своеобразный колпак над планетой. Дело в том, что Солце тогда было примерно на треть холоднее, чем теперь, и его свет в одиночку не мог спасти воду от замерзания. Жизни на нашей планете помог парниковый газ карбонилсульфид. Важным его элементом была сера - вещество, в избытке присутствовавшее в земной почве того времени.

К таким выводам датские и японские ученые пришли, изучив современное соотношение изотопов серы в почве. Как показало исследование, сегодняшнее соотношение изотопов не могло объясняться только геологическими процессами. Авторы исследования считают, что "ответственность" за него несут химические реакции, проходящие в атмосфере во время прохождения солнечного света через карбонилсульфид.

Кроме того, специалисты считают, что, помимо сохранения и накопления тепла в земной атмосфере, карбонилсульфид играл в ней такую же роль, какую сегодня играет озон, - он защищал Землю от ультрафиолетового излучения.

Около 2,5 млрд лет назад парниковый эффект закончился сам собой: в атмосфере не осталось обеспечивающих его газов-восстановителей - метана, угарного газа, водорода и, собственно, карбонилсульфида, что привело к резкому похолоданию ее атмосферы, вызвавшему глобальное обледенение, продлившееся около 100 млн лет.