Автопром балансирует на грани выживания

После небольшого роста в июне и июле выпуск российских автомобилей снова пошел на спад. Не внушает оптимизма и настроение покупателей: многие откладывают приобретение автомобиля до лучших времен




Российский автопром продолжает балансировать на грани выживания. Небольшой рост производства в июне и июле сменился масштабным спадом в августе. По данным агентства "Автостат", выпуск легковых автомобилей в последний месяц лета сократился на 68,6% по отношению к июлю и на 84,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Всего же в январе – августе 2009 г. было произведено на 62,6% меньше легковушек, чем за первые восемь месяцев 2008 года.

По мнению аналитиков "Автостата", очередное снижение выпуска автомобилей объясняется массовой остановкой конвейеров в августе. В частности, целый месяц простаивали АвтоВАЗ и GM - Автоваз, а также петербургский завод General Motors, остановившие производство в связи с падением продаж. Кроме того, на традиционные летние каникулы уходили предприятия "Автофрамос", Toyota и Nissan, а всеволожский Ford остановил конвейер с 28 августа на две недели.

Не внушает оптимизма и настроение автовладельцев. По данным исследования, проведенного в сентябре агентством маркетинговых исследований Profi Online Research совместно с порталом Auto.ru, почти половина из них (44%) из-за кризиса были вынуждены отложить смену "железного друга"; еще 13% отметили, что им придется искать более дешевый вариант. Треть опрошенных (34%) не изменили своих планов на этот счет, и только 6% респондентов заявили о намерении ускорить покупку машины.

Примечательно, что такое же количество респондентов (6%) собираются сменить автомобиль в течение ближайших шести месяцев. Около четверти опрошенных планируют приобрести новое средство передвижения через год - полтора. Примерно столько же человек назвали срок в два - три года. И треть участников исследования обозначили временной интервал в один - два года. Всего же осуществить смену автомобиля в ближайшие несколько лет хотят 81% респондентов.

Основными критериями при выборе автомобиля являются стоимость, марка и год выпуска. Отвечая на вопрос об автомобиле, на котором приходится ездить сейчас, более половины автовладельцев, покупавших новые машины, отдали предпочтение иномаркам. Зато среди подержанных легковушек продукция отечественного автопрома оказалась вне конкуренции – 67% против 33%. Впрочем, производителей это вряд ли порадует. Стоит также отметить, что под иномарками авторы исследования, судя по всему, подразумевали все машины иностранных компаний, независимо от места их сборки.

Нельзя назвать добрым знаком для российских производителей и тот факт, что покупатели новых отечественных машин ездят на них гораздо дольше, чем "коллеги" на иномарках. Так, четверть владельцев "Жигулей", "Москвичей" и другой продукции российского автопрома ездят на своих машинах более пяти лет (в основном, это мужчины), тогда как на иностранных "лошадках" дольше указанного периода ездят лишь 3% респондентов. В целом, большинство опрошенных проводят за рулем одной и той же машины от года до трех лет. Как отмечают авторы исследования, скорее всего, в первую очередь, это обусловлено гарантийным периодом.

Хотя эксперты и заявляют о значительном влиянии на падение авторынка сжатия кредитных программ, по данным опроса, лишь 35% иномарок и 20% отечественных машин были куплены на заемные средства. Более половины участников исследования не прибегали к кредитам при покупке автомобиля. Женщины кредит на покупку машины брали чаще, чем мужчины. "Данная тенденция может быть объяснена тем, что женщины приобретают новые авто иностранного производства, которые обходятся дороже", – комментируют специалисты Profi Online Research.

Выбор читателей