"Северный поток" стал орудием шантажа

Скандинавские страны по-прежнему угрожают сорвать реализацию российско-германского проекта. Россия в ответ дает понять, что ресурсная база "потока" может уплыть мимо Европы




Проект российско-германского газопровода "Северный поток", который, по идее, уже через три года должен обеспечивать Европу 55 млрд кубометров российского газа, до сих пор встречает упорное сопротивление со стороны ряда государств Балтийского региона. Польша, Литва и скандинавские страны угрожают сорвать проект по экологическим соображениям. Россия же стала намекать, что, если так будет продолжаться, она переориентирует ресурсную базу "потока" на рынок сжиженного газа, и этот газ может в буквальном смысле проплыть мимо Европы (в танкерах).

Польша и прибалтийские республики продолжают брюзжать по поводу "Северного потока", но реально повлиять на его реализацию уже не могут: газопровод не пройдет через их воды. Дания уже разрешила прокладку трубы; теперь слово за Финляндией и Швецией. А они что-то не торопятся со своим экспертным заключением. Точнее, Финляндия на правительственном уровне заявила, что не возражает, однако затем передала вопрос на изучение парламента и общественности. Тут же, как и следовало ожидать, подтянулись экологи с заявлениями о непоправимом ущербе экосистеме Балтийского моря. Затем пошли спекуляции на тему геополитики: выяснилось, что "Северный поток" создает угрозу безопасности и суверенитету Финляндии, поскольку вслед за газовиками в финские воды может войти российский военный флот. Примерно такие же страсти кипят в Швеции; особенно возмущаются жители острова Готланд, вблизи которого проходит маршрут "Северного потока". Когда и, главное, чем закончатся все эти дебаты – не понятно.

Тем временем Россия перенимает тактику европейских соседей: начинает в ответ шантажировать Европу тем, что "Северный поток" может не потечь к ее берегам. Точнее, потечет, но не поток, а ручеек. В настоящее время "Газпром", Total и StatoilHydro корректируют планы совместной разработки Штокмановского месторождения.

Напомним, что, согласно прежней концепции, именно этот гигантское природное газохранилище (объемом порядка 3,7 трлн кубометров) должно на многие годы стать ресурсной базой "Северного потока". На первом этапе освоения (с 2013 г.) половина добываемого на Штокмане газа (23,5 млрд кубометров) должна вливаться в "Северный поток", а вторую половину предполагается сжижать – для этого уже к 2014 г. введут в строй первую очередь завода по производству СПГ мощностью 7,5 млн тонн в год. Теперь же, с учетом сопротивления "потоку" в Северной Европе, обсуждается возможность переноса на более поздние сроки строительства газопровода Териберка – Волхов, который должен стать связующим звеном между Штокманом и "Северным потоком". А весь штокмановский газ направить на завод по сжижению. Кому в таком случае достанется этот газ – определит его величество рынок, но Европа уж точно не сможет рассчитывать на столь стабильные поставки, как по трубопроводу.

Впрочем, скорее всего, в этом шантаже обе стороны просто играют друг у друга на нервах. "Северный поток" одинаково нужен и России, и Европе. Евросоюз еще в 2000 г. включил его в список приоритетных энергетический проектов. И, как бы ни волновали общественность балтийские экологи, немецкие политики сильнее, и рано или поздно Германия найдет, как урезонить строптивых соседей по ЕС.

Когда-то Ангела Меркель не была поклонницей ни своего предшественника Герхарда Шредера, ни его совместного с "Газпромом" трубопроводного детища (которое, к тому же, он затем и возглавил). Однако, сама став канцлером, Меркель быстро превратилась в главного защитника "Северного потока" в Евросоюзе. Ее переизбрание на посту канцлера гарантирует сохранение прежнего курса Берлина в отношении российско-германского проекта.

Что касается России, она уже вложила довольно крупные средства в "Северный поток" и отказываться от проекта сейчас было бы нелогично. Как нелогично и делать ставку на рынок СПГ в условиях, когда под боком есть крупные и стабильные потребители газа, к которым можно проложить трубу. К тому же, в планах России теперь значится прокладка вместе с подводной газовой трубой еще и силового кабеля. Он понадобится лет через шесть – восемь, когда в Калининградской области будет построена и выведена на полную мощность Балтийская АЭС, рассчитанная, в том числе и на экспорт электроэнергии. Решение о ее строительстве недавно подписал премьер-министр Владимир Путин.

Выбор читателей