Европа достраивает властную вертикаль

Со вступлением в силу Лиссабонских соглашений отдельное государство не сможет блокировать принятие решений, как это делает сегодня Чехия. И Вацлав Клаус совершенно прав, что использует ситуацию, пока это возможно


ФОТО: AP



Саммит ЕС, прошедший в Брюсселе в конце прошлой недели, назвали "саммитом отложенных решений". Если посмотреть, как были отработаны основные пункты повестки дня - Лиссабонский договор, защита климата, экономическая и финансовая ситуации, стратегия ЕС в регионе Балтийского моря, - эта характеристика выглядит вполне обоснованной.

Ситуация вокруг Лиссабонского договора осталась в подвешенном состоянии. Чехия добилась уступок, но Вацлав Клаус заявил, что подпишет договор только после вынесения вердикта Конституционного суда Чехии, который должен ответить на ранее поданный запрос о соответствии Лиссабонского договора конституции страны. Ожидается, что положительное решение будет принято уже на этой неделе. После этого все должно пойти как по маслу, и на следующем саммите ЕС можно будет объявить о вступлении Лиссабонского договора в силу, назначить президента и главу общеевропейского МИД. О том, что будет, если Конституционный суд Чехии вынесет отрицательный вердикт, в Брюсселе стараются не думать.

Само по себе стремление чешского президента защитить свою страну от исков судетских немцев, выселенных с территории Чехии после Второй мировой войны, понятно. К тому же ни для кого не секрет, что для Польши и Великобритании ранее были сделаны определенные исключения в принципиальных документах Евросоюза, а ради одобрения Лиссабонского договора Ирландией Брюссель согласился притормозить реформы ЕС.

Теперь, наконец, удалось договориться и с Чехией. Официальные заявления звучат вполне оптимистично. Но политологи и юристы предупреждают о неоднозначных результатах этого компромисса, называя уступку Праге прецедентом для аналогичных требований со стороны других государств.

Декреты Бенеша, на которые ссылается Вацлав Клаус, действовали и на территории нынешней Словакии, представители которой уже прямо говорят, что чешские поправки должны касаться и их страны. Но немцев депортировали не только из Чехословакии и не только после Второй мировой войны. В промежутке между мировыми войнами немцев активно выдавливали из Польши и стран Балтии. По данным польских СМИ, сегодня в судах находятся более 300 исков о компенсации, поданных депортированными из Польши гражданами Германии, и это, как полагают юристы, только начало. Жертвы депортации и их потомки расценили "чешский компромисс" как нарушение "Хартии основных прав и свобод ЕС", входящей в пакет Лиссабонских соглашений, и готовы побороться за свои права.

В итоге получается, что "чешский компромисс" де-факто провоцирует новые имущественные конфликты да еще и ставит под сомнение всю систему общеевропейских ценностей, а Клауса обвиняют в том, что он "заложил мину замедленного действия" под идею политического единства ЕС. Тем не менее Евросоюз оказался готов платить эту цену: ради консолидации поставить в двусмысленное положение ценности, на которые постоянно ссылается. Хотя, в сущности, противоречия тут нет. Ценности остаются на вывеске, на конкретные права и свободы граждан никто не покушается, тем более что они заложены в законодательных базах каждой из стран ЕС. А реформа Евросоюза должна быть продолжена.

После того как в 2005 г. на референдумах в ряде государств был провален проект конституции ЕС, возник проект Лиссабонского договора как более мягкого во всех отношениях варианта. Это не конституция, а новые правила принятия решений и новая система функционирования руководящих органов. Но общее направление реформ осталось прежним. Речь идет о большей централизации, о большей компактности и мобильности Еврокомиссии и, в конечном счете, о большей управляемости Евросоюзом, об усилении его исполнительных органов и уменьшении веса отдельных, особенно небольших, государств.

Напомним, новая система голосования, заложенная в Лиссабонских соглашениях, основана на квалифицированном большинстве: решение принимается, если за него проголосовало не менее 55% государств ЕС, представляющих не менее 65% населения Евросоюза. По сути, речь идет о конце европейской вольницы, о создании ситуации, в которой отдельное государство не сможет блокировать принятия решения, как это делает сегодня Чехия. В этом смысле торг вокруг Лиссабонского договора может стать последним. И Вацлав Клаус совершенно прав, что использует ситуацию.

Со вступлением в силу Лиссабонских соглашений будет запущен процесс формирования новой, более сильной исполнительной власти Евросоюза, которая должна представлять интересы европейской элиты. И жесткая дискуссия вокруг списка претендентов на пост президента ЕС, проходившая в кулуарах последнего саммита, свидетельствует о том, что баланс интересов еще не достигнут.

Судя по публикациям европейских СМИ, бывший британский премьер Тони Блэр больше не считается главным претендентом на пост президента Евросоюза. Ранее сообщалось, что его кандидатуру лоббируют США и поддерживает президент Франции. Резко против выступили Нидерланды, Бельгия и Люксембург, их поддержали Австрия и Германия. В последние дни заговорили о том, что Ангеле Меркель удалось склонить Николя Саркози на свою сторону.

Между тем список кандидатов продолжает пополняться. В нем фигурируют бывшие премьер-министры Финляндии (Пааво Липпонен), Бельгии (Ги Верхофстадт) и Испании (Фелипе Гонсалес), экс-президент Ирландии (Мэри Робинсон) и действующий глава правительства Люксембурга (Жан-Клод Юнкер).

О конкретных договоренностях по персоналиям пока не известно. Но общие требования, предъявляемые к кандидату, сформулированы: это должен быть опытный и уважаемый политик из страны, входящей в зону евро и Шенген. Великобритания этим критериям не удовлетворяет, и это значит, что Старый Свет готов побороться за то, чтобы президентом ЕС стал "истинный европеец", а не островитянин Блэр, в котором материковая Европа видит "вашингтонского куратора".

Выбор читателей