"Невский экспресс" пустили по кавказскому следу

В действиях экстремистов, взорвавших поезд, нашли сходство с терактами на юге России. В частности, использовался двойной подрыв - второе устройство было приведено в действие через некоторое время после первого


ФОТО: Вести.ru
ВСЕ ФОТО



Версия о том, что произошедший в минувшую пятницу взрыв на Октябрьской железной дороге является терактом, проведенным минерами с Северного Кавказа, становится одной из главных. Основным подозреваемым по данному делу, согласно неофициальной информации, является Павел Косолапов - террорист, по информации правоохранительных органов, находившийся под сильным влиянием Доку Умарова и Шамиля Басаева. Косолапов считается главным подозреваемым и в подрыве "Невского экспресса" в 2007 году.

Как пишет "КоммерсантЪ", на то, что нынешний теракт готовили подрывники с Северного Кавказа, указывают некоторые обстоятельства. Главное из них - двойной взрыв: вторая бомба сработала на месте происшествия уже в субботу днем, когда его осматривала группа следователей СКП во главе с Александром Бастрыкиным. В результате с начальника СКП сорвало головной убор, а его спутников посекло щебнем. Серьезных ранений никто не получил. Как выяснили эксперты, бомба была установлена у столба линии электропередач, рядом с местом первого взрыва. Заряд был безоболочным, менее мощным и сработал не весь, именно из-за этого в результате второго взрыва никто не пострадал.

"Очевидно, это устройство было предназначено именно для следствия", - заявили "Коммерсанту" в СКП. Наличие на путях второго взрывного устройства напоминает тактику боевиков, действующих на Северном Кавказе. "Это однозначно люди, хорошо знакомые с подрывным делом. Особенно это заметно по тому, что злоумышленники установили второй заряд", - заявил "Газете" эксперт-взрывотехник МВД РФ. Второе устройство было приведено в действие по телефону. Не исключено, что террорист в это время мог находиться неподалеку.

Что касается первой бомбы, вызвавшей сход с рельсов четырех вагонов "Невского экспресса" и пустившей два из них под откос, то ее мощность оценивается в 2 - 7 кг в тротиловом эквиваленте. "Коммерсанту" удалось выяснить подробности ее установки. По предварительным данным, она была приведена в действие с помощью тросика, натянутого над рельсами. Локомотив зацепил его своим защитным устройством, так называемым "метельником". Трос вырвал кольцо из детонатора, и бомба выбила из-под локомотива заднюю колесную пару.

Вследствие большой скорости движения, составлявшей на момент взрыва от 190 до 220 км/ч, расчет террористов на то, что с рельсов слетят все вагоны поезда, на оправдались: из 14 вагонов с рельсов сошли только четыре, два из которых слетели с насыпи и несколько раз перевернулись. Именно в них находилось большинство из 26 погибших.

На то, что к теракту мог быть причастен Павел Косолапов, указывает и распространенные правоохранительными органами приметы одного из подозреваемых. "Времени новостей" стало известно, что он рыжеволосый, коренастый и на вид ему около 40 лет. Косолапов действительно рыжий и коренастый, однако родился в 1980 г., то есть примерно на десять лет моложе неизвестного, который считается организатором второго за два года взрыва "Невского экспресса".

Между тем, по сообщению РИА "Новости", количество пассажиров поезда, которые до сих пор считаются пропавшими без вести, сократилось до двух человек. "На настоящий момент не установлено местонахождение четырех пассажиров потерпевшего аварию поезда "Невский экспресс", - заявил собеседник агентства в МЧС.

Среди погибших, напомним, есть и высокопоставленные чиновники: глава "Федерального агентства по государственным резервам" Борис Евстратиков и председатель правления "Росавтодора" Сергей Тарачов. Это, по мнению журналистов "Времени новостей", делает последний теракт на Октябрьской железной дороге стратегическим. При этом охрана одной из важнейших и самых загруженных железнодорожных магистралей России - дело крайне затруднительное, поскольку ввести круглосуточное патрулирование железной дороги попросту невозможно.

## AP ©

Выбор читателей