Россия и НАТО пробуют удушить друг друга в объятьях

Стороны давно обозначили круг проблем, по которым они не намерены уступать, и в такой ситуации даже уклончиво-лицемерный диалог лучше лобовой конфронтации. Тут главное не переиграть в любезность


ФОТО: AP



На минувшей неделе в Брюсселе возобновилась работа Совета Россия – НАТО, прерванная в августе 2008 г. войной на Кавказе. Подписаны три основополагающих документа: решение о совместном анализе угроз безопасности, рабочий план сотрудничества на 2010 г. и соглашение о реформировании работы Совета Россия – НАТО.

Первый документ подразумевает подготовку "Обзор общих угроз для России и НАТО". Итогом этой работы станет развернутая картина фронта работ, наглядно подтверждающих тот факт, что Россия и Запад не представляют угрозы друг для друга. Из содержания Рабочего плана следует, что в следующем году Москва и Брюссель будут вместе бороться с пиратами и терроризмом, заниматься проблемой Афганистана, обеспечивать безопасность воздушного движения, расширять военно-техническое сотрудничество и искать подходы к совершенствованию системы безопасности на евроатлантическом пространстве. Соглашение о реформировании Совета Россия – НАТО касается оптимизации его работы и формирования новой структуры. Речь идет о создании целевых рабочих групп по Афганистану, борьбе с пиратством и изучению перспектив совмещения систем ПРО США, НАТО и России. Это решение является принципиально важным для Москвы, которая давно говорила о необходимости создания постоянной площадки для выработки общих подходов к афганской проблеме.

Главным достижением встречи стала готовность НАТО начать поиск подходов к совершенствованию системы безопасности на евроатлантическом пространстве. До недавнего времени члены Альянса уклонялись от обсуждения этого вопроса, а теперь его решение названо основной целью работы Совета Россия – НАТО. Ожидается, что в январе 2010 г. состоится первое заседание рабочей группы по изучению перспектив совмещения систем противоракетной обороны США, НАТО и России. Фактически речь идет о реализации инициативы Дмитрия Медведева по формировании единой системы безопасности, ключевым элементом которой является общая система ПРО. И в этом смысле можно было бы говорить о серьезном прорыве. Если бы не некоторые настораживающие нюансы.

Первое, что бросается в глаза, – диссонанс между радостными комментариями Дмитрия Рогозина, сдержанными замечаниями главы российского МИД Сергея Лаврова и уклончивыми заявлениями генерального секретаря НАТО Андерса Фог Расмуссена. Все положенные слова о "значительном продвижения вперед", "новом этапе отношений между Россией и НАТО" генсек Альянса произнес, но ни одно из них не касалось сути обсуждавшихся проблем. Рогозин ликует: "Документы приняты со всеми нашими поправками, все, что мы хотели, вошло в текст". Лавров демонстрирует приличествующий случаю оптимизм: "Заседание Совета Россия – НАТО впервые за несколько лет закончилось конструктивными, далеко идущими результатами". А Расмуссен меланхолически замечает: "Российские предложения требуют внимательного изучения". И все понимают, что инициативы Москвы утонут в рутине этих "изучений", но все это будет происходить в рамках специальных рабочих групп, сам факт создания которых назван "победой России". И так во всем.

Что касается действительно болезненных для Москвы и Брюсселя вопросов – перевооружение Грузии и продвижение НАТО на Восток, подготовка новой доктрины безопасности России и признание Москвой независимости Абхазии и Южной Осетии, – их на заседании Совета старались вообще не касаться. Чтобы "не омрачать возобновившееся сотрудничество". В таком подходе есть свой резон: стороны давно обозначили круг проблем, по которым они не намерены уступать, и в такой ситуации даже уклончиво-лицемерный диалог лучше лобовой конфронтации. Тут главное не переиграть в любезность.

Новый генсек НАТО, человек умный, не лишенный обаяния, с большим опытом реального политика, не жалует натовскую бюрократию и уже собрал вокруг себя независимых интеллектуалов, поручив им разработку новой стратегической концепции альянса. Все это прекрасно. Но почему российский полпред в НАТО, отталкиваясь от вполне здравого тезиса о "важности интеллектуального сотрудничества с Альянсом", скатывается к пораженческим рассуждениям о необходимости согласовывать "интеллектуальный процесс по разработке военной доктрины России с тем, что делают натовцы, потому что только в этом случае мы получим неконфликтные документы". И какой окажется цена подобной "неконфликтности"?

Накануне заседания Совета Россия – НАТО Расмуссен прямо сказал, что "задача Альянса – выстроить новые отношения с Россией, не сделав ей ни одной существенной уступки". Эта откровенность многое объясняет. Скандал, спровоцированный демаршем Канады, которая, решая свои проблемы, предприняла попытку заблокировать принятие подготовленных для заседания Совета документов, и легкость, с которой этот эксцесс был разрешен. Ничтожные результаты и громкие заявления о достигнутом прорыве. Бессодержательную любезность и нежелание обсуждать важные вопросы по существу. Действительно, зачем углубляться в больные для партнера темы, кода его можно элементарно "развести". Зачем конфликтовать, если можно "заболтать" любую проблему.

Системные противоречия между Россией и НАТО невозможно разрешить без радикального переформатирования стратегии Альянса или безоговорочной капитуляции Москвы. Разумеется, ни одна из сторон к таким "перезагрузкам" не готова. Партнеры-соперники очень хорошо знают, чего они хотят всерьез и надолго, и именно в этих болевых точках происходит столкновение их интересов. Россия стремится усилить свое влиять на выработку и принятие решений на трансатлантическом пространстве, а пляшущий под дудку Вашингтона Брюссель видит в этом угрозу своему доминированию. В свою очередь, изначально созданный для противодействия "русской угрозе" Альянс продолжает экспансию на Восток. На прошлой неделе начался процесс вступления в НАТО Черногории, снова озвучены обещания даровать ПДЧ Грузии и Украине. Альянс не может изменить заложенную в него программу, хотя все прекрасно понимают, что для России такой поворот событий неприемлем просто потому, что она больше не может отступать.

Именно этот глубинный антагонизм в сочетании с объективной необходимостью друг в друге задает рамку отношений в системах Россия – НАТО и Россия – США: жесткое соперничество на европейском континенте и потребность в партнерстве перед лицом общих угроз – пиратства, терроризма, талибов* и любого другого внесистемного беспредела. Столь неоднозначный и взрывоопасный расклад вынуждают Москву и Брюссель проявлять гибкость и одновременно жестко отстаивать свою самость.

В августе прошлого года Россия "показала зубы", четко обозначив черту, которую не следует переступать. В НАТО это прекрасно поняли и подкорректировали тактику, но не стратегические цели. Теперь для партнеров-соперников настало время собирать камни: продавливать решения, которые может продавать, сотрудничать там, где это выгодно, и отказываться от невыгодных вариантов, оставаться неизменно любезными, но себе на уме. Для Москвы эта относительно мягкая ситуации опасна тем, что она рискует оказаться в роли проигравшего, потому что НАТО прекрасно владеет всем инструментарием "разводок" и искусством "удушения в объятьях", а Россия – пока еще нет. Но ей есть у кого учиться.

* Организация запрещена на территории РФ

Выбор читателей