ПАСЕ верна себе

Зимняя сессия Парламентской ассамблеи Совета Европы началась с хорошего политического скандала. Не исключено, что Европа готовится вмешаться в процесс по Нагорному Карабаху и "обнулить" все достигнутые договоренности


ФОТО: AP



Зимняя сессия Парламентской ассамблеи Совета Европы началась с избрания нового председателя. Им стал представитель Турции, член правящей турецкой партии "Справедливость и развитие" Мевлют Чавушоглу. Одновременно ПАСЕ отказалась подтвердить полномочия делегации Армении, сформированной с нарушением установленной процедуры. Эти формально не связанные между собой события стали поводом для публичного скандала, в который помимо Баку и Еревана оказался втянут и новый председателя ПАСЕ. Он попал под перекрестный обстрел критики со стороны Армении и "дружественный" огонь азербайджанских партнеров, которые слишком откровенно начали праздновать победу, не скрывая уверенности в том, новый глава ПАСЕ поможет "правильному" разрешению карабахского конфликта.

Одновременно в СМИ появились рассуждения о том, что Россия не только "на самом высшем уровне подержала кандидатуру турецкого гражданина Мевлют Чавашоглу", но готовится "сдать Армению" в обмен на укрепление энергетического сотрудничества с Анкарой и Баку. Масла в огонь подлили турецкие эксперты, поспешившие заявить, что "избрание Чавушоглу будет способствовать серьезному рассмотрению в ПАСЕ тем, связанных с Азербайджаном". А последней каплей стали вольные интерпретации азербайджанских СМИ высказываний нового спикера ПАСЕ, сделанных в ходе интервью азербайджанскому изданию АРА.

Речь шла о карабахском конфликте, который, как отметил Чавушоглу, является "главным препятствием для стабильности в регионе" и "препятствием для налаживания отношений между Турцией и Арменией". Кроме того, было высказано намерение активизировать работу Минской группы ОБСЕ реанимировать подкомитет ПАСЕ по Нагорному Карабаху. Все это очень не понравилось Еревану, потому что вмешательство европейских институтов угрожает перечеркнуть уже достигнутые договоренности, а намек на последние осложнения в ходе армяно-турецкого урегулирования выглядел как откровенный шантаж. Особое раздражение армянской стороны вызвала формулировка "оккупированные территории", якобы использованная Чавушоглу применительно к Нагорному Карабаху.

МИД Армении отреагировал на интервью специальным заявлением, обвинив нового председателя ПАСЕ в том, что сразу же после вступления в должность он выступает с предвзятыми заявлениями, злоупотребляя авторитетом ПАСЕ, использует высокий пост для достижения своих узких интересов и наносит вред процессу урегулирования нагорно-карабахской проблемы. В свою очередь, партии, входящие в правящую коалицию Армении, поставили вопрос о "замораживания участия Армении в работе ПАСЕ на время председательства Чавушоглу".

Деля явно шло к громкому политическому скандалу, тем более что комментарии азербайджанской стороны быстро вышли за рамки политкорректности и наполнились таким выражениями, как "армянские финты", "традиционная для армян тюркофобия", и прочими. Чавушоглу встретился с членами армянской делегации и заверил их, что его "высказывания было неправильно истолкованы азербайджанским агентством АРА". Казалось бы, инцидент исчерпан. Но нет. Страсти все равно продолжают кипеть, и, судя по всему, происходит это не только по неразумности или из-за чрезмерной эмоциональности участников сюжета.

Проблема в том, что ставки слишком высоки: контроль над Кавказом, вернее, над той его частью, которая отделена от России Большим Кавказским хребтом. Армения традиционно считается союзником России, Грузия позиционирует себя как форпост США, Азербайджан этнически и религиозно связан с Турцией, которая давно стремится на Кавказ. Для Анкары дорога на Кавказ может пройти только через Армению, которая помимо Турции граничит с Азербайджаном, Грузией и – на крошечном участке вдоль реки Аракс – с Ираном. Такова непростая география региона. Но есть еще история конфликтов, центром которых является Армения. Это так и не улаженная проблема Нагорного Карабаха и геноцид армян, непризнание которого Турцией мешает нормальным отношениям между Анкарой и Ереваном.

В последнее время на обоих направлениях произошли некоторые подвижки, инициатором которых стали Россия и Турция. Тут стоит напомнить, что в разгар августовской войны 2008 г. турецкий премьер Эрдоган выступил с инициативой создания "Кавказского альянса" с участием России. Речь шла о том, чтобы, с одной стороны, не допустить попадания региона под контроль американцев и европейцев, а с другой – об использовании влияния двух стран для разрешения азербайджано-армянского и армяно-турецкого конфликтов. И, похоже, кое-что сделать в этом направлении удалось.

В прошлом году были подписаны армяно-турецкие протоколы о нормализации отношений. Двенадцатого января Конституционный суд Армении признал их соответствующими конституции, одновременно указав правительству страны на необходимость добиваться мирового признания геноцида армян. В ответ на упоминание этой болезненной темы Турция приостановила процесс по нормализации отношений. Пока в Турции думали, как реагировать на геноцид, в Москву приехал президент Армении, а ровно через неделю, 25 января, президенты России, Армении и Азербайджана встретились в Сочи. По словам главы МИД РФ Сергей Лаврова, стороны согласовали преамбулу документа по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. Речь идет о внесении в преамбулу новой редакции документа тезиса о неприменении силы в карабахском урегулировании и о возможности предоставления Карабаху некоего промежуточного статуса, который позволил бы рассматривать его в качестве участника переговорного процесса.

Сразу же после завершения саммита в Сочи помощник госсекретаря США по связям с общественностью Филип Кроули заявил, что Вашингтон "намерен продолжать переговоры с Турцией и Арменией, чтобы побудить их ратифицировать соглашение, которое было достигнуто в конце прошлого года". На следующий день глава турецкого МИД Ахмет Давутоглу заявил, что после саммита в Сочи "ситуация изменилась – в переговорах между Азербайджаном и Арменией наметились подвижки". А еще через два дня председателем ПАСЕ был избран представитель Турции. Казалось бы, все хорошо. Процессы, как говорится, идут, причем в правильном направлении.

На этом фоне скандал на сессии ПАСЕ выглядит как провокация, нацеленная на новые осложнения, которые не нужны ни Турции, стремящейся разблокировать границу с Арменией, ни России, старающейся укрепить свое влияние на Кавказе, сохранив дружеские отношения и с Азербайджаном, и с Арменией. По большому счету, скандал не нужен ни Еревану, ни Баку, уставшим от многолетнего противостояния. Разгадку этого ребуса можно поискать в заявлениях Мевлюта Чавушоглу, воспринятых экспертами как признак того, что Европа готовится вмешаться в уже идущий процесс по Нагорному Карабаху силами ОБСЕ и Подкомитета ПАСЕ, "обнулить" все достигнутые договоренности и взять ситуацию под свой контроль.

В целом картина очень похожа на те "грабли", с которыми Москва имела дело в 2003 г., когда в марте усилиями грузинских политиков из окружения Шеварднадзе были в течение двух дней угроблены результаты сочинских переговоров президентов России и Грузии с премьером Абхазии, а потом, уже осенью, аналогичным образом было сорвано подписание договора об урегулировании проблемы Приднестровья.

Выбор читателей