"Экономистам" не место на нарах

За экономические преступления нужно наказывать экономическим способом, считают эксперты. Нельзя равнять убийц и взяточников, сажая их на долгий срок на соседние нары


ФОТО: ИТАР-ТАСС



Крупный штраф или домашний арест – гораздо более подходящий способ наказания для лиц, совершивших экономические преступления, нежели тюремное заключение. Нельзя равнять убийц и взяточников, сажая их на долгий срок на соседние нары. А для того чтобы предприниматели не оступились случайно, необходимо до мельчайших подробностей конкретизировать уголовное законодательство, чтобы каждый бизнесмен совершенно четко знал, что можно делать и чего нельзя. К таким выводам пришли участники круглого стола "Гуманизация уголовного права по экономическим статьям", в ходе которого было подписано соглашение о сотрудничество между общественной организацией "Деловая Россия" и Ассоциацией юристов России.

Вопрос о реформировании УК в части экономических преступлений поднимался неоднократно на протяжении последних нескольких лет. Очередную волну дискуссией на этот счет вызвало недавнее высказывание президента Дмитрия Медведева, который призвал "не законопачивать" людей в тюрьму за экономические и налоговые преступления, особенно на стадии предварительного следствия, тем более что "потом их приходится выпускать".

Сопредседатель Ассоциации юристов России, советник президента РФ по правовым вопросам Вениамин Яковлев напомнил, что, по сути, реорганизация законодательства началась еще во времена перестройки с отмены статей за спекуляцию. То есть фактически это была легализация бизнеса в стране. "Надо эту линию продолжать", – считает эксперт.

Пересмотр системы работы с экономическими правонарушениями необходим еще и для того, чтобы решить проблему перегруженности судов, с которой сейчас борются во всем мире. По данным Яковлева, в Германии до судов доходит лишь 5% финансовых дел, во Франции – всего 2%. Все остальное решается в рамках досудебных разбирательств.

"Самое главное – гуманизация исполнительного наказания, вплоть до создания частных тюрем", – говорит член Генерального совета "Деловой России", сенатор Евгений Тарло. По сравнению с США и Европой сроки лишения свободы, предусмотренные статьями УК РФ за экономические преступления, небольшие, но жестокость предварительного заключения чрезмерна. "Содержание в следственных изоляторах иначе, как пыткой, назвать нельзя", – говорит Тарло. Он также отмечает недостаточную квалификацию сотрудников правоохранительных органов, которые знают только одну "экономическую" статью – "Мошенничество". При этом конкретный состав преступления остается за кадром.

Однако представители правоохранительных органов уверяют, что, как правило, преступлениями в сфере экономики занимаются грамотные следователи. Но беда в том, что отсутствует правовая база, отвечающая реалиям сегодняшнего дня. Ведь действующий УК создавался в 1996 г., когда условия ведения бизнеса были совсем другими. Признавая давно назревшую необходимость реформирования законодательства, они в то же время призывают не смешивать понятия "гуманизация" и "либерализация". В экономических преступлениях, так же как и во всех остальных, всегда есть потерпевшие. И баланс прав преступника и потерпевшего необходимо соблюдать.

Выбор читателей