Европа рискует доиграться с греческим огнем

Бастующим грекам невозможно объяснить, что на протяжении многих лет они потребляли больше, чем реально зарабатывали, и за это им теперь приходится расплачиваться


ФОТО: AP



В Греции продолжается праздник экономического непослушания: 11 марта там началась уже третья по счету всеобщая 24-часовая забастовка. Основной причиной массовых выступлений являются жесткие экономические меры правительства, связанные с повышение налогов, сокращение зарплат, пенсий и социальных пособий. Население посажено на экономическую диету из-за желания правящего кабинета сократить бюджетный дефицит и предотвратить государственный дефолт.

В результате вчерашней забастовки жизнь греческих городов оказалась парализованной: работу прекратили сотрудники частных предприятий, коммунальных служб, образования, банковской, транспортной и других сфер деятельности. На улицы с маршами протеста вышли 2,5 миллиона человек. Некоторые манифестации закончились погромами и стычками с полицией. Организаторами забастовки стали два ведущих греческих профсоюза – ADEDY и GSEE, представляющие, соответственно, интересы работников государственного и частного секторов.

Действия профсоюзов подверглись жесткой критике со стороны правительства. "Принятые меры необходимы для выживания страны. Для того, чтобы Греция вышла из водоворота обвинений и начала наконец-то дышать спокойно и продолжать бороться", – заявил премьер-министр Георгиос Папандреу. Однако население не готово следовать увещеваниям правительства. По мнению людей, власти пытаются решить текущие проблемы за их счет.

То, что предпринятые греческим правительством меры вызовут массовое недовольство, было очевидно сразу. В Евросоюз и затем в еврозону Грецию приняли авансом. Ее экономика изначально слабо соответствовала требованиям, предъявляемым к странам зоны евро, а в последние годы ситуация только ухудшалась. В то же время, вступление в Евросоюз, сопровождающееся мерами поддержки, привело к постепенному подтягиванию уровня жизни и потребления греков к среднеевропейскому. Этот уровень не соответствовал реальному состоянию национальной экономики, и последствия этого несоответствия сегодня можно наблюдать на улицах греческих городов. При этом людям невозможно объяснить, что на протяжении многих лет они потребляли больше, чем реально зарабатывали, за что сегодня им приходится расплачиваться.

Сомнительно, что греческие власти верят в действенность предпринимаемых ими мер, ставших вынужденной реакцией на давление со стороны ЕС, пригрозившего санкциями. Уже сейчас экономический ущерб от забастовок сопоставим с предполагаемой экономией бюджетных средств, на которую рассчитывало правительство, вводя ограничения. Если в ближайшее время ситуация с забастовками не будет улажена, предпринятые меры обернутся дополнительным ударом по экономике.

При этом до сих пор не ясно, как поведет себя ЕС в случае обострения кризиса в Греции. Санкции, которыми еврочиновники пугают своих греческих коллег, способны только усугубить ситуацию, вплоть до суверенного дефолта. Финансовую помощь Афинам Брюссель предлагать не торопится, ссылаясь на отсутствие запроса греческой стороны. И, даже если запрос последует, не понятно, по какой схеме может быть оказана помощь – алгоритмов поведения стран ЕС в подобной ситуации пока не разработано.

Надежда на то, что Греция самостоятельно справится с возникшими проблемами, достаточно слаба. При развитии наихудшего сценария, в сложившихся условиях ей остается рассчитывать только на помощь МВФ. Однако не факт, что это поможет вывести экономику из пике. А экономические и политические последствия дефолта государства еврозоны будут непредсказуемы.

Хочется верить, что опасность подобного развития событий все же заставит европейских чиновников задуматься об экстренных мерах помощи Греции. В противном случае помощь может понадобиться всему Евросоюзу.

Выбор читателей