Заполнен пробел между обезьяной и человеком

Палеоантропологи утверждают, что им удалось найти промежуточное звено между австралопитеками и прямоходящими людьми. Останки женщины и ребенка возрастом около двух миллионов лет были обнаружены в Южной Африке

ФОТО: Brett Eloff, Lee Berger and the University of the Witwatersrand

Международная группа палеоантропологов под руководством Ли Бергера из университета Витватерсранда в ЮАР обнародовала свое недавнее открытие, сделанное в пещерах Стеркфонтейн, часто называемых колыбелью человечества. Исследователи описали новый вид австралопитеков Australopithecus sediba, который, по их мнению, является предком человека умелого или даже человека прямоходящего.

Описание было составлено на основе изучения двух хорошо сохранившихся скелетов, обнаруженных в пещере Малапа в 40 км от Йоханнесбурга. Останки принадлежат женщине примерно 30 лет и мальчику 10 – 13 лет. Рост обоих на момент смерти ученые оценили в 1,27 м, а вес – 33 кг у женщины и 27 кг у ребенка. Исследователи не исключают, что это были мать и сын.

С помощью уран-свинцового метода датирования отложений под скелетами был установлен возраст останков – около 2 млн лет. Рядом были найдены скелеты саблезубой кошки, антилопы, мышей и кроликов. Твердые кластические отложения сформировались на дне мелководного подземного озера, которое в древности находилось на глубине 30 – 50 метров.

Как полагает Ли Бергер, Australopithecus sediba являет собой переходный этап эволюционного развития, связывающий обезьяну и представителя рода Homo – человека.

По словам исследователя, с другими австралопитеками sediba объединяет небольшой объем мозга, низкий рост и длинные руки. Однако есть и отличия: зубы гораздо меньших размеров, менее выраженные скулы, выступающий нос и длинные ноги. Все это, как и некоторые особенности таза, указывают на связь Australopithecus sediba с Homo.

Впрочем, некоторые специалисты к этим аргументам относятся весьма скептически. Они считают, что классификацию нельзя строить только на основе изучения скелета мальчика, который сохранился лучше. По их мнению, большая часть упомянутых анатомических особенностей может быть связана именно с возрастом ребенка.

Напомним, в прошлом месяце ученые из лейпцигского Института эволюционной антропологии им. Макса Планка описали новый, доселе неизвестный вид человека, останки которого были найдены на территории России. На основе генетического анализа окаменелой фаланги пальца выяснилось, что обнаруженная ДНК отличается от современной человеческой 385 "символами". Даже неандерталец по этому показателю ближе к нам. На всякий случай исследователи 156 раз подряд повторили расшифровку, но результат был один и тот же.

Этот пещерный житель обитал на территории современного Алтайского края около 48 - 30 тыс. лет назад и, по мнению генетиков, был соседом "привычных" неандертальцев, а также представителей нынешнего типа Homo Sapiens. Впрочем, внешне он не был похож ни на тех, ни на других. Найденный генетический материал исследователи прозвали "женщиной Икс", не уточнив, действительно ли останки принадлежат женщине.