"Бензиновая война" вышла на новый уровень

Антимонопольщики предлагают ограничить возможность строительства новых АЗС для "китов" рынка и ввести запрет на совмещение оптовой и розничной торговли нефтепродуктами в рамках одной компании


ФОТО: ИТАР-ТАСС



Федеральная антимонопольная служба в очередной раз подняла вопрос о завышенных ценах на конечные продукты нефтепереработки. В среду глава ФАС Игорь Артемьев, выступая на "правительственном часе" в Совете Федерации, напомнил, что крупнейшие вертикально интегрированные нефтяные компании регулярно злоупотребляют доминирующим положением на рынке и нарушают антимонопольное законодательство путем сговора. Бороться с этим ФАС предлагает путем ограничения возможности строительства новых АЗС для подобных структур. "Мы внесли такое предложение в правительство РФ, и уже идет такое рассмотрение", – сказал Артемьев.

Глава антимонопольного ведомства уточнил, что никто не собирается закрывать уже существующие автозаправки. Просто новые земельные участки доминирующим игрокам не достанутся – их будут выдавать конкурентам, и в течение пяти – семи лет такая политика серьезно обострит конкуренцию на региональных рынках, надеются в ФАС.

По данным ведомства, сейчас более чем в 50 субъектах РФ доля вертикально интегрированных нефтяных компаний на розничном рынке превышает 35%, причем в каждом третьем регионе она составляет 50% – 60%. Так, "Роснефть" доминирует в 15 регионах, а "ЛУКОЙЛ" – в 11. Немного скромнее положение "Сургутнефтегаза" (ячетыре региона), ТНК – ВР и "Газпром нефти" (по три региона). В 20 регионах доминируют независимые игроки.

По словам Артемьева, уровень цен на нефтепродукты на внутреннем рынке выше мировых цен на 15% – 20%. Кроме того, существуют значительные ценовые различия по регионам. Согласно данным Росстата, по состоянию на 5 апреля средняя цена бензина в России составила 21,31 руб. за литр. Глава ФАС уверен, что на этом относительно низком уровне она держится благодаря штрафам, которые его ведомство накладывает на нефтяные компании. Если бы не это обстоятельство, бензин в России стоил бы 28 руб., убеждал он сенаторов.

В прошлом году на "большую четверку" ("Роснефть", "ЛУКОЙЛ", "Газпром нефть", ТНК – ВР) были наложены штрафы на сумму более 26 млрд рублей. Правда, окончательное решение по этим делам должен принять Высший арбитражный суд в конце мая 2010 года. И не исключено, что во многих случаях оно окажется в пользу оштрафованных компаний. Как отметил в комментарии для РБК заместитель председателя Комитета по энергетической политике РСПП Юрий Станкевич, в 2009 г. возросла доля отмененных судами решений антимонопольного органа по фактам недобросовестной конкуренции, упал и объем уплаченных штрафов. Это свидетельствует об ухудшении качества работы самой службы, полагает эксперт.

Разумеется, нефтяники недовольны инициативой ФАС. По словам заместителя генерального директора ОАО "Газпром нефть" по правовым и корпоративным вопросам Елены Илюхиной, подобная мера ограничивает рост компаний.

Смущает участников рынка и другое предложение антимонопольного ведомства – расширение биржевой торговли нефтепродуктами. В этом году нефтяные компании впервые стали продавать свою продукцию через биржу, но пока количество таких сделок невелико. ФАС хочет обязать их продавать через биржу не менее 10% от общего объема продукции. Однако, как отмечает Елена Илюхина, не понятно, откуда взялась эта цифра – почему именно этот объем, а не больший или меньший, будет способствовать развитию конкуренции на рынке.

Пожалуй, единственная мера, которая не вызывает возражений у экспертов, – законодательный запрет на совмещение оптовой и розничной торговли нефтепродуктами в рамках одной компании. Такую инициативу руководитель ФАС тоже озвучил, однако не уточнил, собирается ли его ведомство в ближайшее время представить правительству соответствующие поправки в законодательство. Зато высказал мнение, что, если законодатели поддержат это предложение, справедливая цена на бензин в России может появиться уже через пять лет.

Выбор читателей