Закат Европы начался

С началом извержения вулкана Европа получила головную боль, сопоставимую по последствиям с экономическим кризисом. Колоссальные убытки авиакомпаний – далеко не единственная проблема, которую придется решать


ФОТО: AP



На Северную Европу обрушилась кара небесная. Из-за извержения исландского вулкана Эйяфьятлайокудль десятки тысяч пассажиров продолжают "зависать" во всех основных европейских аэропортах, пока без видимых перспектив добраться до места назначения.

Хуже всех чувствуют себя авиакомпании. Совсем недавно они оплакивали убытки, понесенные из-за забастовок работников аэропортов, диспетчеров или экипажей воздушных судов. Сегодня эти слезы уже не в счет. Убытки за последние несколько дней исчисляются сотнями миллионов евро, и, вполне возможно, вскоре придется оплакивать уже сами авиакомпании или даже целые альянсы. Понимая это, авиаперевозчики, несмотря на запреты, идут на крайние меры.

Вечером в воскресенье представители голландской авиакомпании KLM заявили, что большая часть воздушного пространства над Европой безопасна для полетов. Исключение составляют отдельные северный районы, расположенные между Исландией и Россией. В связи с этим компания заявила о намерении уже в воскресенье возобновить грузовые перевозки, а в понедельник и пассажирские рейсы. С целью доказать безопасность полетов в европейском воздушном пространстве KLM, Luftgansa и Air France в воскресенье провели несколько успешных тестовых полетов через вулканическое облако.

Однако это не означает, что в ближайшее время полеты будут возобновлены в прежних объемах. Эксперты не располагают данными, позволяющими стопроцентно утверждать, что летать над Европой сегодня абсолютно безопасно. В конце минувшей недели несколько финских истребителей F-18, совершавших тренировочные полеты на севере Финляндии, получили повреждения после прохождения через облако пепла. В двигателях была обнаружена вулканическая пыль, что является прямым противопоказанием к эксплуатации самолетов.

Попадая в камеру сгорания двигателя, частицы вулканического пепла плавятся, вновь застывая в холодных частях. Это может нарушить работу турбины. Первый подобный случай произошел в июне 1982 г. в небе над Индийским океаном. "Боинг 747" компании British Airways с почти тремя сотнями пассажиров попал в облако вулканической пыли. Это привело к остановке сначала трех, а потом и всех четырех двигателей самолета. Только благодаря выдержке и высочайшему профессионализму экипажу удалось на короткое время запустить поврежденные двигатели и экстренно посадить машину в Джакарте. После этого случая, получившего название "Джакартский инцидент", в правила безопасности полетов были внесены изменения, требующие учитывать активную вулканическую деятельность. В том же году аналогичный случай произошел с "Боингом" сингапурской авиакомпании – из-за остановки двух двигателей он совершил вынужденную посадку в той же Джакарте. В обоих случаях до повторного включения двигателей самолеты находились в состоянии падения.

По данным Геологической службы США, с 1983 по 2000 гг. зарегистрировано более 100 случаев повреждений двигателей воздушных судов от вулканического пепла. При такой статистике решение европейских властей закрыть воздушное пространство вовсе не кажется излишним.

Стоит также отметить, что основная часть аварийных ситуаций, связанных с попаданием пепла в двигатели, происходила с четырехмоторными "Боингами 747". Большинство современных авиалайнеров имеют только два двигателя, что существенно осложняет их положение в аналогичной ситуации.

Сегодня все надежды европейских авиакомпаний связаны со скорым ослаблением вулканической деятельности и открытием воздушного пространства. Однако пока прогнозы специалистов не утешают. "Вулканы в Исландии просыпаются с периодичностью приблизительно 50 – 80 лет, – говорит эксперт по вулканам из Эдинбургского университета Торволдер Тордарсон. – Повышение сейсмической активности за последние десять лет указывает на то, что мы, скорее всего, вступили в активную фазу извержений. Поэтому во второй половине XX века и было так непривычно тихо". Напомним, что последнее извержение Эйяфьятлайокудля началось в декабре 1821 г. и продлилось до января... 1823 года.

О том, что будет, если нынешнее извержение затянется на схожие сроки, лучше не думать. Вероятность того, что воздушное пространство Европы полностью или частично будет закрыто на протяжении довольно длительного времени, все еще достаточно высока. На ситуацию может, конечно, влиять смена направления ветров, но даже в этом случае об окончательном исчезновении опасности можно будет говорить только после полного прекращения извержения.

Таким образом, с началом извержения исландского вулкана Европа получила головную боль, по своим последствиям сопоставимую с экономическим кризисом. Воздушное сообщение является неотъемлемой составляющей жизни развитых стран. Последствия его прекращения или существенного осложнения будут иметь катастрофический характер.

Если в ближайшее время ситуация на севере Европы не улучшится, есть надежда, что развитые страны найдут технические возможности осуществлять полеты даже в изрядно "запыленном" небе. Как минимум, это потребует снижения высоты полетов, как максимум – усовершенствования конструкции авиадвигателей. И то и другое тяжелым бременем ляжет на неокрепшие после кризиса экономики стран Старого Света. Снижение воздушных эшелонов приведет к существенному удорожанию полетов из-за повышения расхода топлива и затрат на изменения в организации воздушного движения. Необходимость единовременной модернизации двигателей тысяч воздушных судов может обернуться разорением для авиационной отрасли, а для европейской экономики – впадением в депрессивное состояние.

Даже если небо над Европой будет открыто в ближайшие дни, авиаперевозки могут столкнуться с "синдромом 11 сентября". Тысячи напуганных пассажиров будут избегать полетов, и это приведет к застою в отрасли, как было девять лет назад. Причем, в отличие от американской экономики тех лет, нынешняя экономика Старого Света является сосредоточением гораздо более серьезных рисков. А значит, события в европейском небе могут оказаться решающими в новейшей истории мировой экономики.

Выбор читателей