Медведев взял не только Севастополь

Подписанное в Харькове российско-украинское соглашение является одной из крупнейших побед Москвы последнего времени. Российская сторона дает понять, что достигнутые договоренности являются результатом особых межгосударственных отношений


ФОТО: ИТАР-ТАСС



Долгожданная сделка между Россией и Украиной, вносящая определенность в главные вопросы двусторонних отношений, состоялась. Виктор Янукович и Дмитрий Медведев подписали во вторник в Харькове соглашение о продлении срока аренды военной базы в Севастополе и новом порядке исчисления цен на поставляемый на Украину российский газ.

Согласно условиям соглашения, снижение цены на газ составит 30%, но не более $100 за 1 тыс. кубометров. Уменьшенная цена будет распространяться на объемы поставок в 30 млрд кубометров в 2010 г. и 40 млрд кубометров в последующие годы. Согласно предыдущим договоренностям, цена импортированного Украиной газа в первом квартале 2010 г. составила около $305 за 1 тыс. куб. м, а во втором квартале должна была подняться до $320 – $330. По словам Виктора Януковича, российский газ с 30%-й скидкой Украина начнет получать уже в апреле.

Основной уступкой, на которую пришлось пойти украинской стороне, стало продление срока пребывания Черноморского флота РФ в Севастополе на 25 лет с правом дальнейшей пролонгации на пять лет. Таким образом, российские корабли останутся там как минимум до 2042-го, а в перспективе - до 2047 года.

Российская сторона дает понять, что достигнутые в ходе встречи договоренности эксклюзивны и являются результатом особых межгосударственных отношений. Это в ходе итоговой пресс-конференции подтвердил президент РФ, отвечая на вопрос журналистов, получит ли аналогичную скидку на российский газ Белоруссия. Дмитрий Медведев заявил, что на это могут рассчитывать настоящие партнеры, а не те, кто только декларирует партнерство: "Одно дело – реальное партнерство, а другое – декларирование намерений. Одно дело – договариваться о том, чтобы по-серьезному работать, идти навстречу друг другу, помогать друг другу, а другое дело – принимать на постоянное место жительства людей, которые потеряли работу. Делайте вывод сами".

Эти слова российского президента указывают на политический подтекст харьковского договора, что, в общем-то, ни для кого не являлось секретом. Определить, чего в этой сделке больше – экономики или политики, – достаточно сложно. Экономический выигрыш очевиден для обоих участников. Снижение цены на российский газ существенно ослабляет давление на бюджет Украины и снижает издержки промышленного комплекса, ставленником представителей которого является Янукович. Не менее удачной в экономическом смысле видится и размена Севастополя. Украина в ближайшее время не намерена вступать в НАТО, и наличие на ее территории иностранных военных баз не является для нее международной проблемой. С другой стороны, уход российского флота потребовал бы от Украины переоборудования оставленной базы и обеспечения работой занятых в ее обслуживании граждан. Продление срока аренды избавляет страну от всех этих расходов и гарантирует постоянный доход в виде арендных платежей.

Сложности, связанные с заключенным договором, имеют, прежде всего, политический характер. Противники Януковича могут объединиться под знаменами борьбы за Севастополь, так как отношение к присутствию там российского флота отнюдь не однозначное.

Что касается российской стороны, для нее заключенный договор является победой во всех отношениях. Продление соглашения по Севастополю укрепляет авторитет российской власти и президента Медведева. С экономической точки зрения, несмотря на уступку Украине гипотетических $7 млрд за газ в течение ближайших двух лет, Россия избавляется от необходимости обустройства новой военно-морской базы на своей территории, на что потребовались бы огромные средства.

Но куда больший интерес представляет другая сторона дела. Речь идет о дальнейших перспективах российского газового экспорта в Европу. В последнее время ситуация на мировом рынке газа резко изменилась. С появлением новейших технологий добычи сланцевого газа, распространенного едва ли не повсеместно, крупнейшие импортеры голубого топлива переходят на собственную добычу. Для России ситуация осложняется тем, что в Европе обнаружены достаточно крупные запасы сланцевого газа, который может частично заместить российские поставки. Существование подобной проблемы недавно признали в Минприроды РФ: "Не думаю, что сланцевый газ сможет составить конкуренцию природному газу по себестоимости и цене. Но он займет часть рынка. Перспектива изменения газового рынка за счет сланцевого газа существует", – заявил министр природных ресурсов и экологии Юрий Трутнев.

Недавно "сланцевая" проблема возникла в газовых отношениях между Россией и Польшей. На территории последней обнаружены значительные запасы сланцевого газа, и ряд западных компаний готовы вести его разработку. Для России это чревато потерей части польского рынка. Впрочем, Владимиру Путину, похоже, удалось решить эту проблему. В начале апреля он и его польский коллега Дональд Туск заключили соглашение о долгосрочных поставках в Польшу российского природного газа до 2037 г. и подписали транзитный договор сроком до 2045 года. В ответ на эти беспрецедентные условия российская сторона была вынуждена пойти на политические уступки, признав роль Советского Союза в Катынской трагедии 1940 года.

Аналогичная ситуация в скором времени может сложиться и в российско-украинских отношениях, если на территории соседней страны будет найдет сланцевый газ. Но даже если этого не случится или его запасы окажутся незначительными, в роли альтернативного поставщика газа на Украину может выступить та же Польша или другие страны Восточной Европы.

На этом фоне заключение с Киевом долгосрочных газовых соглашений представляется большой победой Москвы. Учитывая, что американцам при добыче сланцевого газа уже сейчас удается добиться себестоимости $100 – $120 за 1 тыс. кубометров, снижение мировых цен на газ не за горами. В таких условиях куда большую важность для России имеют долгосрочные контрактные отношения, чем предоставленные скидки.

Впрочем, не исключено, что эра долгосрочных газовых контрактов с формулой цен, привязанных к нефтяным, штрафами за недобор лимитов и правилом "бери или плати" подходит к концу. Постепенному развалу этой системы во многом способствовала сама Россия, в угоду политическим соображениям делавшая поблажки избранным контрагентам. Не обошлось без таких поблажек и в соглашении, заключенном в Харькове. Как заявил в ходе пресс-конференции глава "Газпрома" Алексей Миллер, Россия подтвердила намерение не взимать штрафы за недобор Украиной газа. Подобные уступки являются сегодня едва ли не единственной возможностью "подсадить" партнеров на долгосрочные контракты. А в условиях дальнейшего формирования альтернативного рынка газа в Европе, "Газпрому", возможно, придется отказаться и от принципа "бери или плати".

Выбор читателей