Россия одержала первую победу в битве за Арктику

Государства, имеющие непосредственный выход к Северному Ледовитому океану, начинают расширять свои владения и договариваться между собой о разделе морских территорий, ограничивая доступ в Арктику для всех остальных


ФОТО: ИТАР-ТАСС



Комментируя скандинавское турне Дмитрия Медведева, мировые СМИ единодушно выделили главную новость – подписание "Совместного заявления по вопросам разграничения морских пространств и сотрудничеству в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане". Как ожидается, достигнутые договоренности позволят снять все разногласия вокруг спорного участка площадью 175 тыс. кв. км, расположенного между норвежским Шпицбергеном и российской Новой землей. Речь, как следует из текста заявления, идет о разрешении "рыбных конфликтов" и об освоении недр.

Достигнутые договоренности являются компромиссными: Россия частично отказалась от проведенной еще в 1926 г. демаркационной линии, которая напрямую связывала окончание сухопутной границы на Кольском полуострове с Северным полюсом. Несколько ограничила свои территориальные аппетиты и Норвегия. А бонусом, причем для обеих сторон, станет совместная разработка шельфовых месторождений. Этот вариант давно интересует Норвегию, нефтяные месторождения которой в Северном море начинают исчерпываться. Выгоден он и России, не имеющей опыта глубоководной добычи.

Российско-норвежские договоренности обозначили новый поворот в "битве за Арктику". В этом сюжете можно выделить две группы проблем. Первая – территориальные конфликты между государствами "арктической пятерки", в которую входят Канада, США, Дания, Норвегия и Россия. Все они имеют выход в Серный Ледовитый океан, и конфликты касаются разграничения водных владений. К этой категории проблем относятся как уже урегулированные споры между Россией и Норвегией, так и неурегулированные разногласия между Россией и США в связи с разделом экономической зоны в Беринговом море по линии Бейкера – Шеварднадзе. Аналогичные конфликты существуют между Канадой и Данией, Данией и Россией, Россией и Канадой, Канадой и США.

Вторая группа проблем касается всех остальных государств, права которых на Арктику декларированы Конвенцией ООН по морскому праву, объявившей этот регион общим достоянием человечества и его коллективной собственностью. Речь в данном случае идет не только о северных государствах, являющихся членами Арктического совета, но и о таких странах, как, например, Китай. Он уже много лет имеет собственную арктическую программу, обладает одним из самых мощных научных потенциалов по изучению региона и обеспечил работу в Арктике 26 научных экспедиций. Такая активность дает основания полагать, что Пекин будет пытаться влиять на принятие политических и юридических решений, определяющих правила использования арктических территорий в будущем.

При этом только государства "арктической пятерки" имеют суверенное право на прилегающие к их территории зоны Северного Ледовитого океана. Особое положение этих стран привело к тому, что, несмотря на наличие разногласий друг с другом, они сплотились в стремлении не допустить к разделу Арктики "посторонних". Серьезные вопросы, касающиеся использования богатств Арктики, они предпочитают обсуждать на закрытых встречах на уровне глав внешнеполитических ведомств, а конкретные территориальные споры разрешать в ходе двухсторонних контактов.

На встречах "арктической пятерки" проводятся консультации по выработке единой стратегии, и в конце каждый раз принимаются заявления, в которых подтверждается решимость строго следовать нормам международного и морского права. Последняя такая встреча, проходившая в конце марта в Канаде, закончилась небольшим скандалом. Госсекретарь США Хиллари Клинтон отказалась от участия в итоговой пресс-конференции, заявив, что таким образом она выражает протест против дискриминации членов Арктического совета, не приглашенных на совещание в Канаду. Судя по просочившимся в прессу утечкам, в этом демарше проявилось недовольство Вашингтона, раздраженного тем, что на мартовской встрече были фактически признаны права России на значительную часть природных богатств Арктики.

В то же время, нельзя не признать, что вокруг Арктики действительно складывается двусмысленная ситуация. С одной стороны, "пятерка" не нарушает ни духа, ни буквы международных документов, а с другой – использует преимущества своего положения для того, чтобы не дать другим государствам реализовать их права на богатства этого региона. Налицо классический пример чисто юридического казуса, связанного с тем, что формально Арктика не имеет никакого особого статуса, определяемого международными договорами, и это открывает для всех стран региона и даже для коренных народов Севера возможность выдвигать свои территориальные требования. Именно на этом противоречии пыталась спекулировать Клинтон, говоря о правах всех, "у кого есть законный интерес в решении данных проблем". Но, с другой стороны, прав и министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, назвавший "пятерку" неформальным механизмом, существование которого ни в коей мере не ущемляет прав Арктического совета и других заинтересованных сторон, потому что в рамках "пятерки" прибрежные страны всего лишь обсуждают положения дел в своем регионе.

Помимо обсуждений общих вопросов некоторые страны "пятерки" предпринимают попытки расширить подконтрольные им зоны Северного Ледовитого океана. Год назад Комиссия ООН по границам континентального шельфа одобрила предоставленную Осло информацию о ее морском дне за пределами существующих границ, что позволяет Норвегии увеличить свою исключительную экономическую зону в арктических водах на 235 тыс. кв. километров. Аналогичную заявку еще в 2001 г. подала Россия, поставив вопрос о принадлежности к своему шельфу подводного хребта Ломоносова и поднятия Менделеева. США подобных попыток не предпринимали, потому что до сих пор не ратифицировали Конвенцию ООН по морскому праву, в рамках которой рассматриваются данные вопросы.

В контексте всех этих коллизий становится понятным значение договоренностей, достигнутых между Москвой и Осло в ходе визита Дмитрия Медведева в Норвегию. Помимо того, что эти соглашения важны сами по себе в плане развития двусторонних отношений, они еще и обозначили изменения общего вектора сражения за Арктику. Суть этих перемен состоит в том, что государства, имеющие непосредственный выход к Северному Ледовитому океану, действуя исключительно в рамках международного права, начинают на вполне законных основаниях расширять свои владения и договариваться между собой о разделе морских территорий, ограничивая доступ в Арктику для всех остальных.

В случае доведения этих тенденций до логического конца Северный Ледовитый океан может де-факто приобрести статус "внутреннего моря", доступ к ресурсам которого будут иметь исключительно омываемые им государства.

Выбор читателей