Миллиарда хватит на советское ретро

Вслед за растратой миллионов из федеральной казны на поддержку АвтоВАЗа, ощутимую сумму из бюджета столицы получит московский ЗиЛ. Однако эксперты сомневаются в возможности спасения убыточного предприятия


ФОТО: ИТАР-ТАСС



Накачка государственными деньгами утопающих национальных автозаводов, похоже, становится любимой забавой российских властей. Вслед за растратой миллионов из федеральной казны на поддержку АвтоВАЗа, ощутимую сумму из бюджета столицы получит московский ЗиЛ. На этой неделе правительство Москвы подписало соглашение о предоставлении заводу им. Лихачева субсидии в размере 900 млн рублей.

Выделить финансовую помощь убыточному предприятию предложил столичный департамент науки и промышленности. "Завод имеет важное значение для социально-экономического развития города", - цитирует РИА "Новости" источник в городской администрации. Почти 1 млрд руб. из московской казны будет выделен по целевой статье "Другие расходы по реализации государственных функций в национальной экономике". Официально эти средства предоставляются ЗиЛу для возмещения расходов на реализацию мероприятий по реформированию производства.

Впрочем, чиновники уверяют, что деньги даются не просто так. Договор с заводом о правительственном финансировании будет подписан только при условии включения в него ряда обязательств. В частности, ЗиЛ должен будет взять на себя обязательства по стабилизации производственной деятельности и финансового состояния. Кроме того, он должен предоставить определенные обязательства по выходу на рентабельный уровень работы, диверсификацию хозяйственной деятельности и поступательному развитию производства малотоннажных автомобилей.

Брать на себя подобные обязательства московскому автпроизводителю не впервой. Напомним, власти Москвы планировали сделать ЗиЛ безубыточным еще к 2007 г., а уже к 2008 г. добиться рентабельности на уровне 6%. Однако разразившийся кризис внес свои коррективы - финансовое и имущественное положение завода резко ухудшилось. В 2009 г. вместо роста ЗиЛ показал падение производства, выпустив всего 2 тыс. 239 автомобилей – вдвое меньше, чем в 2008 году. При этом, в отличие от нижегородского автогиганта, его столичному собрату не посчастливилось попасть в программу утилизации автомобилей. Поэтому и в нынешнем году, когда АвтоВАЗ, благодаря сданному россиянами автохламу, показал рост производства и даже прибыли, ЗиЛ по-прежнему испытывал серьезные проблемы и продолжал падение. По данным АСМ-Холдинга, в первом квартале 2010 г. он выпустил всего 225 автомобилей (-44%), а во втором полугодии - около 700 автомобилей (-27%).

Не удивительно, что власти Москвы продлили до конца 2012 г. срок вывода АМО "ЗИЛ" на рентабельный уровень работы. При этом столичные суды периодически рассматривают заявления о банкротстве ЗиЛа, поступающие от кредиторов и контрагентов предприятия, не получивших причитающихся им денег. Так что в реальности за красивыми формулировками о реформировании и развитии, скорее всего, скрывается банальное погашение долгов завода средствами из столичного бюджета, полагают аналитики.

Между тем конкуренция на рынке возрастает. Группа ГАЗ, основной российский конкурент ЗиЛа, уронив продажи в 2009 г. по легким коммерческим автомобилям на 53% - до 52 тыс. автомобилей (данные Ассоциации европейского бизнеса), - с начала этого года стала активно их наращивать. Уже в первом квартале текущего года ее продажи составили 10,8 тыс. легких коммерческих автомобилей (+11%), а за январь - август было реализовано 41,26 тыс. автомобилей (+27%). Но даже ГАЗ с трудом противостоит иностранным производителям. А уж перспектив для возрождения ЗиЛа в сложившейся ситуации эксперты практически не видят.

"Перспектива ЗиЛа - постепенно сворачивать производство", - цитирует агентство РБК аналитика "Брокеркредитсервиса" Севастьяна Козицына. Эксперты полагают, что в конечном счете территория завода будет застроена офисами и жилыми домами, а максимум, на что может рассчитывать предприятие, некогда прославившееся своими представительскими лимузинами для первых лиц советского государства, - штучное производство легковых "антикварных" автомобилей.

Выбор читателей