Где наши деньги, гады?!

Коммунальные службы давно уже стали государством в государстве, живущим за наш счет и по своим правилам. Они энергично устанавливают абсолютно монопольные цены, никак публично их не обосновывая


Кадр из м/ф "Приключения капитана Врунгеля"



На двери моего подъезда изменился текст объявления с предложением установки счетчиков воды. Неизменной осталась приписка, которую кто-то из жильцов снова вывел фломастером: "Где наши деньги, гады?!".

Конечно, ругаться и портить чужие объявления нехорошо. Тем более надпись вряд ли относится к частным установщикам счетчиков. Судя по вспыхивающим по всей стране протестам против роста тарифов ЖКХ, эту фразу готовы повторить уже не десятки – сотни тысяч людей. А если будут удовлетворены просьбы региональных чиновников о новых повышениях тарифов с 2011 г., то и миллионы. И ведь в самом деле – где деньги?

Взять те же счетчики. Мало того, что их установка – нужная государству для экономии ресурсов – ложится на плечи потребителей. Мало того, что домоуправления имеют благодаря этому неслыханные возможности, так как могут допустить – или нет – к установке те или иные счетчики. Заметьте, сертифицированные к применению в России! То есть местный сантехник, получается, гораздо лучше дипломированных инженеров знает, что можно, а что нельзя ставить на вверенные его попечению трубы. Те, кто все же потратил деньги на установку счетчиков, сегодня жалуются, что сдавать их показания надо в неудобное время, ломаются они часто, да и тарифы на воду, несмотря на экономию, продолжают расти. Так же, как и тарифы на тепло. Между прочим, обгоняя тарифы на электроэнергию, со стоимостью которой коррелируют напрямую.

Чем отвечают власти? А вот чем: Минрегионразвития предлагает увеличить вчетверо тарифы тем, кто счетчики не поставит. Слава богу, из Госдумы пришла благая весть: депутат Павел Крашенинников предлагает перенести сроки обязательной установки на послевыборное время – 2013 год. До этого, боится он, люди просто не успеют. Замечу, что речь идет об установке счетчиков не только воды, но и тепла – о которых еще даже не все домоуправления знают. Кстати, объявление на моем подъезде изменилось ровно после этого предложения. В первом было предупреждение о том, что скоро без счетчиков придется платить за воду вчетверо больше. В новом написано: "Ставьте, пока есть время и не изменились цены!".

Помнится, в 2000 г., когда было решено "отпустить" замороженные на время реформ тарифы, чиновники клялись и божились, что в обмен на их рост потребителей ждут молочные реки и кисельные берега. С тех пор тарифы на тепло выросли на 800% и более, тарифы ЖКХ в среднем – на 400%. Это вдесятеро больше инфляции. Но реки, если и текут, то по-прежнему из бачков унитазов, а кисельные берега означают, что во дворе у вас опять огромная лужа с жидкой грязью по краям из-за раскопанной трубы. А коммунальщики каждый год представляют в региональные комиссии по тарифам заявки, в которых указано, что население платит 70% их стоимости.

Самое смешное, что проверить, так ли это, а также заставить славных деятелей ЖКХ отчитаться за уже потраченные деньги, до сих пор никто не удосужился. Как имевшая возможность побывать на подобных мероприятиях, знаю, что если не найдется какой-нибудь въедливый чиновник и не будет "политической воли" – вся "презентация" сведется к пустому отчету и красивым обещаниям.

А кому надо "копать"? Региональным и муниципальным властям? Зачем? Им эти предприятия налоги приносят, если частные, и деньги в бюджет – если муниципальные. Я уж не буду подозревать мэров и губернаторов в каких-то личных заинтересованностях, но и наикристальнейше честному из них – зачем вся эта головная боль и напряги с местным бизнесом?

А федеральная власть, например Счетная палата, или КРУ, или хотя бы ФСТ, – проверить правильность расходования средств не может. Нет у них такого права – лезть в дела муниципалитетов. Закон не позволяет. И так уже введение права ФСТ утверждать представленные регионами тарифы было пробито с большим трудом.

Между тем, подозреваю, что такая проверка вскрыла бы вещи очень интересные. Если уж в маленьком подмосковном городке директор управляющей компании, в ведении которой пока меньше десятка домов, уже владеет всеми торговыми точками в них... А техник-смотритель, еще пару лет назад, при создании этой богоугодной конторы, завистливо поглядывая на мои ботинки, жаловалась, что не может себе позволить обувь за $100, недавно рассеяно заметила, что Мальдивы ей показались лучше, чем Бали... Возможно, это все случайность, но что-то мне подсказывает, что в других городах, покрупнее, и в других регионах, подальше от федеральных властей, можно найти примеры еще интереснее.

Несколько лет назад организованная при поддержке Анатолия Чубайса, тогда еще всесильного главы РАО "ЕЭС России", крупная коммунальная компания так и не смогла взять на обслуживание ни одной коммунальной структуры крупнее поселковой. Местные коммунальщики просто не дали ей провести инвентаризацию (то есть подсчет имущества и средств) при полной поддержке местных властей, которые издевательски предлагали аренду объектов ЖКХ на год. При условии вложения миллионов на реконструкцию. И даже холдинг КЭС Виктора Вексельберга, не обделенного милостью федеральных властей, смог зайти на рынок ЖКХ только через свои энергосбытовые компании. Войти в управление ЖКХ непосредственно "на местах" трудно даже тому, кому президент доверил "Сколково".

Вряд ли столь трепетное сохранение коммунальщиками тайны своего имущества и финансов не имеет под собой вполне определенной основы. И, судя по повсеместному трепету в сохранении оной, дело здесь уже не в том, что "кое-где и кое-кто у нас порой". Сложилась абсолютно закрытая от общественности и федерального контроля система, которой дали право самостоятельно устанавливать абсолютно монопольные, нерыночные цены – и при этом не наделили обязанностью публично их обосновывать и отчитываться по результатам их применения. К слову, в системе этой состоят не только муниципальные, но и частные компании. Закрытость этой системы в условиях предвыборных лет становится уже проблемой политической. Напомню, среди лозунгов на митингах за отставку калининградского губернатора были и требования остановить рост тарифов ЖКХ.

Когда-то власти пожалели разваливающуюся коммунальную отрасль и решили вознаградить ее за то, что в годы хронических невыплат и недофинансирования она все же не дала замерзнуть и утонуть в собственных отходах жилым домам и предприятиям. Похоже, как и в истории с "сиротой казанской", коммунальщики злоупотребили жалостливостью центра. Пора присылать ревизора.

Выбор читателей