Польша обвинила россиян в крушении Ту-154

Посадку самолета нужно было запретить, однако на диспетчеров давили из Москвы, утверждает Варшава и обещает обнародовать записи переговоров персонала смоленского аэродрома


ФОТО: Вести.ru



Варшава продолжает высказывать несогласие с выводами доклада Межгосударственного авиационного комитета (МАК), посвященного крушению Ту-154 польского президента Леха Качиньского. Вслед за гневной реакцией брата погибшего главы государства Ярослава Качиньского свое мнение высказал глава МВД Польши Ежи Миллер.

По словам Миллера, российские диспетчеры, работавшие в день трагедии на смоленском аэропорте "Северный" (военное кодовое обозначение "Корсаж"), должны были запретить посадку борта №1 из-за плохих метеоусловий.

"Ни Россия, ни Польша не были готовы к обеспечению безопасности полета (президентского) самолета", - заявил министр. Кроме того, он указал, что визит польского премьер-министра Дональда Туска в Смоленск за три дня до трагедии с Ту-154 также не был подготовлен и проведен должным образом.

Ежи Миллер также отметил, что на диспетчеров "Северного" оказывалось внешнее влияние. В подтверждение этого Варшава намерена обнародовать записи разговоров диспетчеров с Москвой перед авиакатастрофой. Как сообщил глава МВД, эти пленки Польша получила не от Международного авиационного комитета, а по другим каналам.

Такой же позиции придерживается представитель Польши при МАК Эдмунд Клих. По его словам, в докладе комитета нет данных о переговорах авиадиспетчеров, которым извне было рекомендовано разрешить посадку Ту-154.

Польская оппозиционная партия "Право и справедливость" (ее возглавляет Ярослав Качиньский) сегодня также заявила, что потребует созыва чрезвычайного заседания сейма в связи с публикацией доклада МАК. Оппозиция будет настаивать на принятии резолюции, отвергающей выводы российской стороны.

Впрочем, сенсаций от обнародования полных переговоров диспетчеров ждать не стоит, заверяет российский эксперт, знакомый с ходом расследования. "Ничего особенного в переговорах не было. Важной и определяющей была та информация, которую диспетчеры доносили и сообщали экипажу, а во время демонстрации реконструкции полета все могли услышать, что именно говорилось, и сделать из этого выводы. В реконструкции были приведены все данные, которые тем или иным образом могли повлиять на полет польского Ту-154", - указал специалист.

Эксперт прокомментировал заявления Польши о возможности запретить посадку президентского самолета из-за непогоды. "У диспетчеров не было такой возможности, поскольку она не предусмотрена правилами", - подчеркнул он.

Глава МИД РФ Сергей Лавров также считает заявления польской стороны неуместными. "Я не буду комментировать конкретные какие-то высказывания, которые прозвучали, хотя высказывания были разные, но подчеркну, что спекулировать на этой теме считаю неэтичным и даже где-то кощунственным", - заявил журналистам в четверг, 13 января, дипломат.

"МАК - это независимая международная организация, поэтому когда наши коллеги в Польше пишут, что это российское расследование, это не так. Межгосударственный авиационный комитет признан в качестве независимого механизма, и опиралась техническая комиссия на поддержку ведущих экспертов из нашей страны, из Польши, из США и из ряда европейских государств и стран СНГ, и ряд международных организаций в этом участвовал", - подчеркнул Лавров.

"Это трагедия, и мы хотим, чтобы все было достойно, достойно памяти тех людей, которые там погибли. В этом наша (МИД) главная забота, как ведомства, отвечающего за отношения с нашими зарубежными партнерами", - добавил министр.

В свою очередь, представитель Авиационного комитета Польши Томаш Хыпка фактически возлагает всю ответственность на Варшаву. "У нас и автодороги просто катастрофические. Так что состояние авиации, в особенности военной, не является исключением. К сожалению, общий беспорядок и нежелание политиков нести ответственность за принятые решения только усугубляют ситуацию. Между тем ведь это не была первая авиакатастрофа в Польше, такие случаи происходили. К примеру, авария вертолета премьера Миллера: тогда всем удалось выжить только чудом", - рассказал он "Голосу России".

По мнению Хыпки, политические разборки со стороны Польши будут продолжаться и дальше. "Одна сторона хочет спихнуть ответственность на россиян - это дивиденды оппозиционной партии "Право и Справедливость", явно страдающей русофобией и зарабатывающей на этом себе проценты голосов избирателей. А другая сторона - правительственная - пытается снять с себя ответственность, поскольку должна отвечать за все", - пояснил представитель Авиационного комитета Польши.

Тем временем польский журнал Wprost опубликовал материалы следствия по делу об авиакатастрофе под Смоленском. Так, там указывается, что практически все члены экипажа Ту-154 жаловались на то, что они плохо обучены и что уже два года не было необходимых, по их словам, тренировок на тренажерах. К тому же, в полку, обслуживающем президента и его администрацию, все время не хватало кадров, поэтому пилоты работали на износ. Вдова майора Роберта Гжывны рассказала, что ее муж между полетами успевал только поспать.

Кроме того, из показаний жен погибших членов экипажа следует, что командующий ВВС Польши генерал Анджей Блаcик, который, по версии МАК, является одним из виновников крушения, в полетах часто занимал место второго пилота. "Случалось такое, что Блаcик появлялся в кабине еще перед стартом, садился за штурвал, а пилоту приказывал остаться на земле", - цитирует "Российская газета" пилота Як-40 Рафала Ковалечко.

Читайте также

Выбор читателей