Мавроди бьет по самому больному

Новый МММ опасен тем, что в стране набралось слишком много "последних". Которые, однако, не хотят признавать этого факта и у которых нет возможности изменить свое положение иным образом, кроме как очередной игрой в "третьего лишнего"


ФОТО: Вести.ru



Сергей Мавроди возвращается. Не с пустыми руками – он обещает построить еще одну пирамиду. Власти волнуются; прокуроры разводят руками – пока закон не нарушен, регулятор фондового рынка призывает совершенствовать законодательство в области рисковых сделок; аналитики считают и доказывают, что обещанная доходность невозможна; журналисты гадают, не пиар ли это.

Самое интересное в этой истории – столь бурная реакция. В конце концов, мало ли в наших краях рождается и умирает пирамид? От таймшеров до строительных кооперативов и новых "платежных" средств. И все они, после периода бурной деятельности той или иной продолжительности, рассыпались, оставив обманутых вкладчиков/дольщиков/партнеров и прочих соинвесторов ни с чем. При этом вызвать более-менее адекватную реакцию властей удалось, пожалуй, лишь обманутым дольщикам, которые чуть ли не первыми начали митинговать в России в 2000-е. Отчего же Мавроди такая честь?

Конечно, нельзя сбрасывать со счета время, точно выбранное им для своего заявления. Конец новогодних праздников и первые рабочие дни января – время, бедное на информационные поводы. Соответственно, СМИ заявлению Мавроди уделили гораздо больше внимания, чем могли бы в иное время. А дальше уже сработала логика политического пиара: любой политик или чиновник поспешил дать свою реплику, чтобы попасть в поле зрения прессы. Во многом именно вероятность продуманного информационного вброса заставляет заподозрить во всем этом пиар-акцию.

Однако есть и более глубокие причины для беспокойства властей. Люди, работавшие в финансовых кругах времен МММ, говорят, что на пике своей популярности билеты, выпускаемые Мавроди, всерьез конкурировали с рублем: ими расплачивались даже солидные фирмы. Поговаривают, что их курс был устойчивей рубля и даже что объем приближался к объему наличных денег в стране. В конце концов, даже помня закон логики "после не значит вследствие", нельзя не отметить, что за МММ всерьез взялись только тогда, когда Мавроди начал скупку акций "Газпрома". Что дало основателю пирамиды повод говорить, что его просто наказали за покушение на "наше все".

Не исключено, что в реакции властей на второе пришествие МММ есть и первая, и вторая причины. Но и это не главное. Ведь для того чтобы говорила пресса и беспокоились власти, нужно, чтобы была – или хотя бы предполагалась – достаточно широкая аудитория у нового детища создателя пирамид.

Возможно ли повторение прежнего ажиотажа? За прошедшие годы российские граждане не то что поумнели, зато уж точно набрались опыта. Все это конечно так, но...

В большинстве, если не сказать во всех случаях, будь то соинвестирование жилья через строительные кооперативы или покупка таймшера, граждане были уверенны в реальности предлагаемой услуги: что дома будут построены, бунгало на берегу моря распахнут двери, деньги пущены в оборот с невиданной эффективностью и т.д. Когда же выяснялась неприглядная истина, вчерашние соинвесторы-соратники немедленно превращались в яростных фурий, готовых линчевать обманщиков. Между тем Мавроди до сих пор поддерживает значительная часть его бывших вкладчиков.

Мне кажется, истина состоит в том, что в случае МММ никто не был обманут. Выстроенная Сергеем Мавроди схема была хорошо известна всем российским гражданам, игравшим в детстве в "третий лишний": участники стремятся занять стулья, которых всегда не хватает. Популярность игры объясняется тем, что каждому дает шанс почувствовать себя не лохом последним, а шустрым и хитрым победителем.

Покупатели билетов МММ, насколько я помню, ни на минуту не обманывались насчет их природы. Большинство из них знали, что халява кончится, но каждый был уверен, что не на нем. И пока Лени Голубковы подсчитывали будущую прибыль, они чувствовали себя не аутсайдерами, которых государство кинуло с ваучерами и обошло при дележке заводов, а умниками, которые точно знают, когда следует "соскочить". И отказаться от этого заблуждения оказалось практически невозможно без серьезной психологической травмы и потери самоуважения. Вот почему многие пострадавшие от МММ поддерживали Мавроди до последнего. И вот чем опасен новый МММ – у нас к сегодняшнему дню набралось слишком много "последних". Которые, однако, не хотят признавать этого факта и у которых нет возможности изменить свое положение иным образом, кроме как новой игрой в "третьего лишнего".

Выбор читателей