Гудбай, травматика

Россию и США сблизила тема сокращения вооружений – не только стратегических наступательных, но и гражданских оборонительных. У нас началась борьба с травматикой, а за океаном опять заговорили о необходимости ужесточения правил владения оружием


ФОТО: ИТАР-ТАСС



Россию и США сблизила тема сокращения вооружений – не только стратегических наступательных, но и гражданских оборонительных. У нас началась борьба с травматикой, а за океаном опять заговорили о необходимости ужесточения правил владения гражданами боевым оружием.

Поводом к разоруженческим кампаниям стали громкие выстрелы. В Москве в конце прошлого года из травматического пистолета был убит болельщик "Спартака" Егор Свиридов, что спровоцировало беспорядки в центре города. А в американском городе Тусон в начале января 22-летний Джаред Ли Лофнер застрелил шестерых и ранил 13 человек, совершая покушение на конгрессвумен Габриэль Гиффордс.

За последние пять лет в России от травматического оружия погибли 65 человек, свыше 500 пострадали. События декабря прошлого года, очевидно, стали каплей, переполнившей чашу: власти объявили войну травматике. В ходе организованной МВД операции "Сфера-безопасность" у населения было изъято более 5 тыс. единиц травматического оружия и аннулировано более тысячи лицензий на него.

Незадолго до Нового года президент РФ подписал принятые Госдумой поправки в закон "Об оружии" и в Уголовный кодекс, ужесточающие правила приобретения, хранения и ношения "гражданских" видов оружия. С 1 июля приобрести травматику станет гораздо сложнее. Помимо медицинских справок, потребуются своеобразные "права", аналогичные водительским. Они будут выдаваться только тем, кто не совершал правонарушений с использованием этого оружия и прошел специальную подготовку (а затем – переподготовку каждые пять лет). От этой "школы" будут освобождены только силовики, имеющие воинские или специальные звания.

После покупки травматики ее надо будет поставить на учет в ОВД по месту жительства и затем при переездах перерегистрировать в течение двух недель по новому адресу. Число разрешенных стволов на одного человека сокращается с пяти до двух. Лицам, не имеющим "прав" на травматическое оружие, запрещается продажа и боеприпасов к нему. Что касается ношения оружия, оно запрещается в местах большого скопления людей (хотя, как точно определить эти места, не понятно). А за незаконное приобретение, передачу или ношение травматики предусмотрены крупные штрафы и даже административный арест.

Предусмотрена и "протекционистская" мера: в России будет полностью запрещена продажа импортного травматического оружия. Цель этого нововведения ясна: исключить попадание в продажу оружия недопустимой, поражающей способности или пригодного к стрельбе боевыми патронами. Образцы отечественного производства проще контролировать. Однако данная мера будет иметь и другой (возможно, ожидаемый) эффект – существенное сокращение продаж. В настоящее время у нас в продаже преобладают именно импортные "стволы", и российская оружейная промышленность не сможет в короткий срок компенсировать их изгнание с рынка.

Нововведения коснулись также пневматического оружия. Поскольку оно имеет сугубо спортивное назначение, стрелять из него будет разрешено только в тирах и на стрельбищах. Носить и перевозить пневматику разрешается только в разряженном состоянии. Причем в любом случае речь идет о маломощных образцах: калибром не более 4,5 мм и с дульной энергией менее 7,5 Джоуля. Все, что превышает эти параметры, попадет под запрет.

Таким образом, из средств самообороны в свободном доступе для граждан остаются электрошокеры, газовые баллончики и слабая пневматика. Возможно, вводимые ограничения оправданны: в неспокойном обществе, где отсутствует культура обращения с оружием, оно может быть очень опасно.

В США на прошлой неделе, сразу после драмы в Тусоне мэры крупных городов провели совместную пресс-конференцию, главной темой которой была ситуация с оружием и преступностью в стране. Мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг высказался за ужесточение процедур проверки анкетных данных человека, приобретающего оружие, чтобы не допустить продажу психически нездоровым людям или наркоманам. Блумберг, кстати, возглавляет группу из 500 американских мэров, выступающих за ограничение незаконного распространения в стране огнестрельного оружия. Они представили администрации США список из 40 соответствующих предложений.

Представляется, однако, что серьезных ограничений в области гражданского вооружения в Америке не появится. Сейчас на руках у граждан находится порядка 200 млн единиц огнестрельного оружия, им располагает каждая вторая американская семья.

Кстати, в Тусоне на днях была открыта передвижная оружейная ярмарка. Она собрала около четырех тысяч посетителей. Организаторы заявили, что собирались отменить мероприятие после событий 8 января, но передумали, потому что "действия одного психически неуравновешенного человека не должны ущемлять права законопослушных граждан". Хотя точнее было бы сказать: "интересы оружейного бизнеса".

Выбор читателей