Европейцы помогут США пережить списание шаттлов

Американская ATK и европейская EADS создадут новую ракету-носитель для доставки людей и оборудования к МКС. По словам разработчиков, стометровая ракета будет готова в рекордно короткие сроки – первый полет запланирован на 2013 год


ФОТО: Alliant Techsystems



Европейский аэрокосмический и оборонный концерн (EADS) готов помочь США как можно скорее найти альтернативу космическим челнокам, которые должны прекратить космические полеты в этом году.

Как пишет The Wall Street Journal, ракетостроительное подразделение EADS, компания Astrium совместно с американской Alliant Techsystems (ATK) готова в кратчайшие сроки разработать ракету-носитель, способную доставлять людей и грузы к Международной космической станции.

Ракета, получившая название Liberty, будет построена с использованием технологий, широко применявшихся Astrium и ATK на протяжении десятилетий. Европейская компания является разработчиком одной из самых надежных на сегодняшний день ракет-носителей Ariane 5; ATK выпускает ракетные ускорители для космических челноков с 1988 года.

Liberty будет состоять из двух ступеней: первую, твердотопливную, построят на основе слегка измененных ускорителей ATK; вторая, жидкостная, будет получена доработкой первой ступени Ariane 5. Ракета сможет доставлять на низкую околоземную орбиту около 20 т груза. По словам разработчиков, итоговая комбинация станет одной из самых надежных ракет-носителей в истории.

Использование проверенных компонентов позволит разработать ракету в кратчайшие сроки – если все пойдет хорошо, первый полет Liberty может состояться уже в 2013 г., а в 2015 г. ракета будет полностью готова к транспортировке людей.

Сравнительно малый объем работ, требующийся для создания Liberty, наделяет ее существенным преимуществом перед конкурентами. К тому же перспективную ракету-носитель можно будет запускать с космодрома на мысе Канаверал, что сократит затраты на каждый старт. По данным ATK, запуск будет обходиться в $180 млн, что на 40% дешевле, чем сегодняшние старты ракет, разработанных Boeing и Lockheed Martin.

Проблема поиска замены шаттлам стоит перед NASA как никогда остро и осложняется недостатком средств на разработку. В начале прошлого года Белый дом по финансовым соображениям прекратил финансирование программы Constellation, частью которой была разработка ракеты-носителя Ares. Президент США Барак Обама предложил NASA обратиться за помощью в изготовлении ракеты-носителя к частным компаниям.

Выбор читателей