В нашем сумасшедшем доме день открытых дверей

Начало боевых действий войск новой коалиции начисто порвало шаблоны у политиков и аналитиков. Не знают, как себя вести, не только арабы и иранцы, но даже израильтяне, давно уже привычные к разного рода поворотам ситуации в регионе


Фото: AP
ВСЕ ФОТО



Начало боевых действий войск новой коалиции, в составе которой находятся как прогрессивные американцы с британцами, французами и датчанами, так и демократические шейхи ОАЭ и Катара с турками, начисто порвало шаблоны у политиков и аналитиков. Не знают, как себя вести, не только арабы и иранцы, но даже израильтяне, давно уже привычные к разного рода поворотам ситуации в своем огнеопасном окружении. Министр обороны Израиля Эхуд Барак политкорректно высказался по поводу действий международных сил в Ливии, выразив надежду, что все пойдет по плану и Каддафи сместят в течение "нескольких недель или месяцев". При этом он четко дал понять, что Израиль никаким боком в военной акции против Ливии участвовать не намерен.

Правда, благодаря президенту США Бараку Обаме выясняется, что уровней у понятия "не намерен участвовать" много. Америка, как явствует из заявлений главы Белого дома, оказывается, "не возглавляет операцию в Ливии, а только оказывает поддержку союзникам – Франции и Англии". Да, моральную такую поддержку – 120 "томагавков" в сутки...

При этом Обама заявил репортерам, что американцы не собираются высаживать десант на территории Ливии. Возможно, президент немного не в курсе планов военных, поскольку вице-адмирал Уильям Гортни заявил, что удары с воздуха являются только первой частью многофазной операции. Его непосредственный начальник, глава Объединенного комитета начальников штабов адмирал Майк Маллен тоже "видит мир по разному чуть-чуть". По его мнению, создание бесполетной зоны в Ливии включает в себя еще и "спасение мирного населения Бенгази", а значит – удары по войскам "лоялистов", чтобы остановить их продвижение в направлении "революционных" районов. При этом Маллен отметил, что смещение Каддафи с поста не является приоритетным направлением деятельности США, так что полковник, очевидно, все еще сможет при определенных условиях удержаться у кормила власти.

Эта смесь разных военно-политических позиций "лидера-нелидера" странной коалиции бойцов за окончательную (или не окончательную) демократизацию Ливии оказалась адской для мозгов публицистов и аналитиков в арабских СМИ. Никто не может понять ни целей силовых акций, ни причин участия в них западных стран. Например, доктор Сахиб Блехер, комментатор арабского портала mathaba.net, отмечает что Великобритания ввязывается в войну в момент, когда уровень безработицы в стране превысил 11% и активно применяются такие меры, как сокращение штатов и замораживание зарплат. Однако экономические проблемы, отмечает доктор Блехер, не мешают Британии отправить в Ливию бомбардировщики, что является очень недешевым удовольствием.

Лига арабских государств (ЛАГ) тоже не очень понимает, что именно происходит, – когда ее участники заявили о своем желании поддерживать силы коалиции в деле усмирения Каддафи, они видели несколько иную картину, чем та, которая наблюдается в данный момент. Действия "сил добра" заставили ряд представителей Лиги усомниться в правильности решения поддержать операцию. Гибель десятков ливийцев в результате союзных бомбардировок вынудила генерального секретаря ЛАГ Амр Мусу уточнить, что, во-первых, арабы не желают, чтобы ими управляли с Запада, а во-вторых, что введение закрытой для полетов зоны и град ракет на головы гражданских лиц – это довольно разные вещи.

Премьер-министр и одновременно министр иностранных дел Катара заявил, что его страна, уже втянувшаяся в "коалицию добра", будет участвовать в военных действиях, но при этом резко выступил против того, чтобы какое-либо насилие применялось к гражданам Ливии, включая лично Каддафи и его детей. Каким образом это достижимо, министр не объяснил – по всей видимости, будучи занят проверкой того, что творят в данный момент войска его страны в соседнем Бахрейне, где подавляется недемократичный и нереволюционный бунт шиитского большинства.

Интересную параллель провел сайт "Арабньюз", который, анализируя непонятные цели и противоречивые планы Вашингтона, отмечает, что наличие закрытой для полетов зоны не помешало "совершению массовых убийств в Сребренице в 1995 году". Очень символичное замечание для авторов официального ресурса Саудовской Аравии, финансировавшей посредством различных фондов борьбу моджахедов из десятков стран за "исконно мусульманские земли Косово". Аналитики этого сайта выразили надежду, что "урок 90-х научил европейцев справляться с кризисами такого рода... Евросоюз и США одновременно пришли к выводу о том, что Каддафи пора смещать, так как он утратил всякую легитимность как государственный лидер. Но очень многое зависит от ливийской оппозиции и ее желания сотрудничать со сторонниками Каддафи – невозможно сформировать правительство только по принципу неприязни к полковнику, необходимо прийти к консенсусу". Как именно приходят к консенсусу в мусульманских странах, надеюсь, понятно...

Сайт Al Jazeera цитирует сегодняшнее заявление непокорного полковника, который не считает, что ему не хватит военной силы, или, как минимум, намерен компенсировать недостаток оной боевым духом. "Мы будем сражаться за каждый клочок нашей земли. Или умрем как мученики", – заявил он, найдя доброе слово и для потенциальных перебежчиков: "Мы будем драться, и мы уничтожим каждого предателя, который сотрудничает с американцами или с крестоносцами". И, конечно, Муаммар Каддафи не обошел вниманием правительство США, не отказав себе в удовольствии напомнить, чем кончились для Америки войны в Афганистане и Ираке. "Вы не учитесь, – сообщил он. – Вы обречены на поражение".

Кто знает – может, уже похороненный как минимум трижды за последние месяцы эпатажный полковник прав. Военная операция со странными целями, ведущаяся столь пестрой коалицией, которой не известно, кто руководит, явно не станет "маленькой победоносной войной", на которую так рассчитывают несколько западных и ряд восточных правителей. Каддафи, в отличие от Хусейна, по всей видимости, не будет прятаться, всеми брошенный, в деревенском бункере. Он, если его начнут настойчиво выталкивать на тот свет, сделает все, чтобы его уход был крайне запоминающимся событием с привлечением максимально возможного числа участников.


Обсудить на Facebook

## AP ©
Демократизация мира

Выбор читателей