Ливийская война и японский атом взрывают мир

Едва утихли страсти вокруг Японии, как с новой силой разгорелся пожар в Северной Африке. Ход войны в Ливии станет определяющим для поведения мировых рынков на этой неделе. А начнется она, скорее всего, с нового повышения цен на нефть


ФОТО: AP



Минувшая неделя выдалась напряженной для мировой экономики. Отголоски землетрясения в Японии и очередное обострение конфликтов в Северной Африке и на Ближнем Востоке заставляли рынки бросаться из одной крайности в другую, падать и опять подниматься, устанавливая новые рекорды.

Единственной положительной новостью можно считать стабилизацию ситуации на аварийной АЭС "Фукусима-1" к концу недели. В воскресенье японские специалисты смогли наладить подачу на второй и четвертый энергоблок электричества из внешних источников питания и, соответственно, морской воды для охлаждения реактора. Также удалось присоединить кабель к первому энергоблоку. Температура в бассейнах с отработанным ядерным топливом на пятом и шестом реакторах снизилась до нормальных показателей. Обошлось и без ранее намеченного выпуска пара из третьего реактора (это помогло бы снизить давление, но увеличило радиационный фон вокруг станции). В итоге угроза "второго Чернобыля" отступила. Тем не менее полностью она не исчезла, и расхлебывать последствия катаклизма атомной энергетике придется еще долго.

Ряд государств уже объявили о приостановке и пересмотре своих проектов по использованию "мирного атома". Агентство Fitch прогнозирует существенное замедление строительства новых атомных мощностей в связи с предстоящим изменением регулятивных требований и мер безопасности. Это повлечет увеличение расходов, снижение потенциальной доходности и может отрицательно сказаться на кредитоспособности собственников АЭС и поставщиков технологий, предупреждают аналитики компании. Но испугались не все: Нидерланды, Швеция, Польша, Турция, Белоруссия, Чехия и, разумеется, Россия намерены продолжать прежнюю политику в данной области.

Пока японские атомщики боролись с последствиями природной катастрофы, национальная валюта страны галопировала вверх. Как и предсказывали эксперты, стремление японских инвесторов обналичить принадлежащие им иностранные активы привело к укреплению иены. В минувший четверг она взлетела до рекордного максимума 76,25 за $1, невиданного со времен окончания Второй мировой войны. Тормозить "взбесившуюся" денежную единицу пришлось всеми миром. Центробанки стран G7 (США, Канады, ЕС) и самой Японии в пятницу сообща провели валютные интервенции, добившись ослабления иены. Последний раз подобное единодушие наблюдалось в 2000 г. в отношении евро. Цель нынешней операции – поддержание пострадавшей японской экономики. Также рассматривается возможность участия "большой семерки" в решении проблемы государственного долга Японии, превышающего 200% ВВП.

Вслед за снижением курса иены выросли в цене акции японских компаний. Ведь крепкая национальная валюта негативно отражается на позициях местных экспортеров, которые и без того ощутимо пострадали от разгула стихии. Так, из-за остановки конвейеров крупных автомобильных концернов – Mitsubishi Motors, Toyota, Nissan, Honda и Subaru – рынок не досчитался порядка 1,2 млн машин. Испытывают сложности и производители запчастей. Американская General Motors сообщила о приостановке выпуска пикапов на заводе в Луизиане до 21 марта из-за нехватки комплектующих в связи с ситуацией в Японии.

Едва утихли страсти вокруг землетрясения, как с новой силой разгорелся пожар в Ливии и на Ближнем Востоке. Нефтяной рынок штормило всю неделю: котировки то снижались на фоне опасений относительно падения спроса со стороны японских предприятий, то снова устремлялись вверх, получив свежую порцию арабских новостей. Финальным аккордом стало начало военных действий коалиции против Ливии. Их развитие станет определяющим для поведения рынков на этой неделе. А откроется она, скорее всего, новым подорожанием нефти.

Выбор читателей