Медведев сделал красивый жест

Удаление чиновников из бизнеса может обеспечить президенту серьезное противодействие со стороны бюрократического лобби, причем как раз в тот момент, когда его собственное политическое будущее вызывает вопросы


ФОТО: ИТАР-ТАСС



Второго апреля президент РФ распорядился вывести из советов директоров крупных компаний высокопоставленных чиновников. Это одна из мер, которые должны стимулировать улучшение инвестиционного климата в России. Одновременно она может обеспечить главе государства серьезное противодействие со стороны бюрократического лобби, причем как раз в тот момент, когда его собственное политическое будущее вызывает вопросы.

Сама по себе идея не нова: впервые Дмитрий Медведев заговорил о том, что чиновники не должны представлять интересы государства в госкомпаниях, еще на Красноярском экономическом форуме в 2008 г., в бытность вице-премьером. Судя по реакции (чиновники из корпораций не побежали), слова будущего президента восприняли скорее как реверанс в сторону рыночных принципов экономического развития. Однако Медведев вернулся к этой теме уже в качестве главы государства. О том, что госсектор экономики слишком велик и нужно провести его аудит, он заявил в послании Федеральному Собранию 2009 г. (в том же году Генпрокуратурв и Контрольное управление президента провели проверки госкорпораций, в следующем правительство подготовило план реформы, в соответствии с которым госкорпорации либо будут акционированы, либо прекратят существование к 2015 году).

В своем последнем послании Медведев снова вспомнил об избыточном участии государства в экономике. И вот он, результат: во исполнение поручения, подписанного на прошлой неделе, к 1 июля 2011 г. независимые директора должны заменить таких влиятельных чиновников, как министр финансов Алексей Кудрин, вице-премьер Игорь Сечин, первый вице-премьер Виктор Зубков, министр транспорта Игорь Левитин, министр энергетики Сергей Шматко, министр связи Игорь Щеголев и министр обороны Анатолий Сердюков. К 1 октября за ними должны последовать остальные вице-премьеры, федеральные министры и руководители ведомств, а также сотрудники администрации президента.

Эксперты невысоко оценивают подобную меру: отсутствие формального статуса директора не отменяет неформального влияния, принципиальные решения в контролируемых государством компаниях по-прежнему будет принимать не менеджмент, а чиновники профильных ведомств. "Независимые" директора просто будут получать директивы по голосованию в выдвинувших их министерствах. Однако появление лишнего звена в механизме ручного управления вряд ли обрадует высокопоставленных чиновников, которые сейчас "рулят" крупнейшими корпорациями страны. Кроме того, не стоит забывать: аналогичная система "хозяйствования" распространена не только на федеральном уровне, ее с успехом дублируют в регионах. Инициатива президента способна восстановить против автора значительную часть бюрократии. А это сила, которую нельзя недооценивать, особенно в предвыборный год. Поэтому за отлучением профильных чиновников от управления ведущими госкомпаниями должны стоять веские причины.

Одна из них лежит на виду – ожидаемая масштабная приватизация "непрофильных" госактивов. О возможности "второй волны" приватизации в Белом доме заговорили после кризиса – средства от продажи госкомпаний и банков должны стать серьезным источников погашения дефицита бюджета. По данным Минфина, ожидания по поступлениям в федеральный бюджет доходов от приватизации в 2011 г. – 6 млрд руб., в 2012 и 2013 гг. – по 5 миллиардов. В планах приватизации на ближайшие три года крупнейшие компании: Ульяновский автомобильный завод, РЖД, "Роснефть", Сбербанк и ВТБ.

Но после всех дел с вокруг собственности Ходорковского, Гуцериева и Исмаилова, после выдавливания Exxon Mobile и ВР из совместных проектов западные инвесторы не слишком охотно идут в Россию. Нужно работать над собственным имиджем в мировом финансовом сообществе. Тот факт, что предпринятые меры идут вразрез с национальной системой хозяйствования, сам по себе красноречив. Также симптоматично, что с непопулярной инициативой выступил Медведев. Это свидетельствует о разделении ролей в тандеме, а также заставляет предположить, что выбор кандидата в президенты уже сделан, и этот кандидат – не Медведев. Именно поэтому действующий президент может себе позволить шаги, ущемляющие интересы правящей бюрократии.

Выбор читателей