Skype окончательно расколет тандем

Вопрос, что делать со Skype, может дать толчок уже не просто дискуссии, а принципиальным расхождениям между участниками тандема – если, разумеется, он просуществует еще какое-то время


ФОТО: ИТАР-ТАСС



Кремль и Белый дом снова противоречат друг другу. На этот раз поводом для дискуссии стал возможный запрет средств связи, использующих зарубежные алгоритмы шифрования – таких как Skype, Gmail и Hotmail. И, похоже, на этот раз речь идет о чем-то большем, чем "имиджеобразующие" разногласия между участниками тандема.

В минувшую пятницу на заседании правительственной комиссии по федеральной связи начальник центра защиты информации и спецсвязи ФСБ Александр Андреечкин заявил, что бесконтрольное использование средств шифрования может угрожать безопасности России, с связи с чем ФСБ предлагает запретить вышеупомянутые сервисы. Очень скоро на это последовала резкая отповедь из Кремля – там заявление Андреечкина назвали его личным мнением, не отражающим политику государства. Анонимный источник РИА "Новости" в Кремле, в частности, отметил, что "задачи ФСБ – обеспечивать информационную безопасность, а не выступать с запретительными мерами". При этом он ненавязчиво рекомендовал обратить внимание на участившиеся случаи хакерских атак на LiveJournal. (Накануне за ЖЖ в своем блоге очень переживал президент Дмитрий Медведев.)

За Skype и Gmail вступились первый зампредседателя комитета Госдумы по безопасности Михаил Гришанков, Общественная палата, председатель Совета при президенте по правам человека Михаил Федотов и эксперты по криптографии. Уже на следующий день Центр общественных связей ФСБ поспешил объявить, что ни о чем таком чекисты и не думали: ФСБ не предлагает и не планирует никаких мер, связанных с ограничением использования Skype и Gmail в России.

Однако в Белом доме придерживаются другой точки зрения: представитель ФСБ высказал не личное мнение, а позицию ведомства, заявил пресс-секретарь премьер-министра Дмитрий Песков. По его словам, эта позиция "тщательно аргументирована", и судьба Skype будет предметом обсуждения. Ранее эту версию косвенно подтвердил замглавы Минкомсвязи Илья Массух – по его словам, принято решение создать межведомственную рабочую группу. По плану, уже к 1 октября 2011 г. она должна выработать предложения правительству по урегулированию вопроса использования криптографических средств в сетях связи общего пользования.

Это не первая попытка запретить Skype: в июле 2009 г. Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) поднимал вопрос о регулировании IP-телефонии в России – тогда речь шла о потерях, которые несут операторы дальней и сотовой связи. Сами операторы деликатно напоминали о том, что шифрование трафика при передаче данных через иностранные коммуникационные сервисы не позволяет реализовать СОРМ (систему оперативно-розыскных мероприятий). Интересы монополии (а "большая тройка" де-факто есть не что иное, как монополия) совпали с интересами спецслужб. Такому тандему очень трудно противостоять.

Но потребители, которым грозит отлучение от почти бесплатного IP-трафика, обрели защитника в лице Дмитрия Медведева. Президент – горячий сторонник инноваций, Интернету в его планах модернизации России отводится одна из главных ролей. Это очень эффективный инструмент для связи с населением (власть может слышать вопросы, но не обязана на них отвечать), который может поднять на новый уровень самоорганизацию общества. Кроме того, Интернет должен стать инструментом организации нового механизма работы госаппарата. Наконец, очевидно, что любовь к Сети выходит далеко за рамки профессионального имиджа Медведева – кажется, перспектива появления "по-китайски" усеченной отечественной версии Интернета ему действительно не по душе.

Владимир Путин, будучи выходцем из спецслужб, склонен больше прислушиваться к мнению бывших коллег, а для тех вопросы контроля являются приоритетными. И вот тут заложено противоречие, которое может дать толчок уже не просто дискуссии, а принципиальным расхождениям между участниками тандема – если, разумеется, он просуществует еще какое-то время.

Проблема заключается в том, что социальные сети – очень демократический инструмент распространения информации. По сравнению с большинством россиян, чей доступ к информации ограничен подконтрольным государству телевидением, обитатели Рунета в значительно меньшей степени подвержены официальной пропаганде. Пока их удельный вес в общей массе электората невелик, они не представляют угрозу "управляемой демократии". Но, по расчетам аналитиков, к концу 2014 г. пользоваться Интернетом будут уже 71% россиян старше 18 лет. Это возвращает нас к проблеме контроля. Поэтому вопрос о запрете Skype далеко не закрыт.


Обсудить на Facebook

Выбор читателей