Россия поворачивается к ВТО задом

Путинское "на хрена" всколыхнуло давнюю и изрядно надоевшую тему: нужно ли нам вступать в ВТО, которая, кроме всего прочего, сегодня выставляется в качестве препятствия на пути объединения и воссоздания постсоветского пространства




Путинское "на хрена" всколыхнуло давний и изрядно надоевший вопрос: нужно ли России вступать в ВТО? Теперь он приобрел еще более критическое звучание: Всемирная торговая организация выставляется в качестве препятствия на пути реинтеграции постсоветского пространства. Ведь она "поглотила" Украину!

Напомним, в минувшую пятницу на совещании в Санкт-Петербурге премьер-министр возмутился тем, что дешевое китайское оборудование не дает развиваться отечественному энергомашиностроению, а повысить ввозные пошлины мы не можем, поскольку уже связали себя определенными обязательствами перед ВТО. Но и вступить в нее никак не получается. В этой связи Путин задал вышеупомянутый риторический вопрос применительно к нашим оппонентам по ВТО: "На хрена им нас принимать, если мы и так все исполняем? Рынок денег стоит, а мы его бесплатно отдаем!" Премьер распорядился защищать наши рынки и отечественных производителей и не выполнять правил ВТО до тех пор, пока не произойдет "полное присоединение". Он уточнил, что это приказ.

В путинском эмоциональном пассаже недвусмысленно читается и другое "на хрена" – опять мы возвращаемся к вопросу: а надо ли вступать? С одной стороны, все более-менее крупные участники мирового рынка состоят в ВТО и торгуют друг с другом по единым правилам этой организации. Но это отнюдь не исключает возникновения торговых конфликтов между ними, которые подчас тянутся многие годы. С другой стороны, продавать сырье и энергоресурсы мы можем и без режима ВТО: их импорт никто не ограничивает. Вне ВТО можно, к тому же, без всяких правил "играть" пошлинами, защищая внутренний рынок и наказывая провинившихся партнеров.

В общем, ничего нового: серьезные аргументы лежат на обеих чашах весов, и влиятельные лоббисты действуют с обеих сторон. Какая чаша в итоге перевесит, не понятно. То есть, конечно, никто открыто не отказывается от самой идеи вступления. Но одни полагают, что нужно его завершить поскорее, а другие не спешат. Все время находятся какие-то обстоятельства, которые тормозят процесс. И так уже 17 лет.

Вот, скажем, два года назад мы почти вступили. И вдруг – вспомнили о нашей интеграции. Как же так? Если все члены ЕврАзЭС вступят в ВТО на разных условиях, то экономической реинтеграции у нас не получится. Значит, надо идти на штурм торгового клуба вместе. Так у порога ВТО возник Таможенный союз, который стал полной неожиданностью для наших оппонентов и затормозил вступление России на несколько лет. Пришлось пересогласовывать три четверти разделов итогового доклада. Теперь ТС вот-вот превратится (или не превратится) в Единое экономическое пространство и очень хочет видеть в своем составе Украину.

Украине всегда давали понять, что ее ждут в ТС. Теперь приглашения стали более настойчивыми, поскольку президент Виктор Янукович объявил о твердом намерении создать зону свободной торговли с Евросоюзом. В качестве встречного предложения Москва может пообещать Киеву газ по внутрироссийским ценам и отмену пошлин на нефть. Одна загвоздка: чтобы вступить в ТС/ЕЭП, Украине придется серьезно нарушить условия своего членства в ВТО. Некоторые источники утверждают, что Москва в этой связи настоятельно рекомендует Киеву выйти из ВТО. На время. А потом вступить заново – всем вместе и уже на более выгодных условиях.

Тем не менее состоявшийся на днях визит Владимира Путина в Киев не принес никаких результатов – судя по тому, что было сказано после переговоров с украинским коллегой Николаем Азаровым и не сказано после беседы с Виктором Януковичем (их выход к прессе был отменен). Российский премьер припугнул возможностью введения защитных мер против Украины, если та создаст зону свободной торговли с ЕС. Значит, от вступления в ТС Киев отказался. Не соблазнили "пророссийское" руководство страны ни обещанный прямой выигрыш в $6,5 млрд – $9 млрд в год, ни дешевый газ. Азаров публично настаивал на пересмотре газового контракта 2009 г. – явный признак того, что главное, негласное условие снижения цены на газ – вступление Украины в ТС – он не принял. Тем не менее Путин отметил, что у Украины есть время подумать – до 7 июля, когда состоится саммит ТС.

Киев же, как всегда, старается усидеть на двух стульях: продолжать переговоры о свободной торговле с ЕС и стать "получленом" Таможенного союза – по маловразумительной формуле "3+1", предложенной Януковичем. Это, конечно, утопия: невозможно участвовать в двух интеграционных объединениях с разными правилами и уровнем тарифных пошлин. Можно бесконечно спорить о том, какое направление интеграции более выгодно: западное или восточное. Свои плюсы и минусы есть у обоих. Но главное, что это вопрос геополитического и этнокультурного выбора. Ответа либо нет, либо он раскалывает страну на две неравные части. В нынешней ситуации Украине с формальной точки зрения гораздо легче выбрать западный путь: рельсы туда уже проложены, механизмы готовы. Но если в итоге Киев все же согласится на российское предложение – это будет удивительный прецедент! Впрочем, пока оно вызывает лишь замешательство в правящей украинской элите, но, возможно, замедлит темпы интеграции Украины в западном направлении.

Собственно, схожие последствия применительно к России будет иметь и "приказ" Путина. Это был четкий посыл к началу нового цикла торможения вэтэошного процесса. Ведь отказ России от соблюдения "предвступительных" обязательств (каковых, на самом деле, немало – включая не только размер пошлин, но и, к примеру, выравнивание внутренних и экспортных цен на газ, снижение платы за полеты иностранных компаний над Сибирью) может быть расценено нашими оппонентами как "вскрытие" всего пакета договоренностей. И тогда Евросоюз, США, Бразилия и прочие члены рабочей группы потребуют новых переговоров с Россией. Процесс затянется на неопределенное время.

Возможно, российскую сторону это не смущает. Ведь сейчас переговоры и так уже зашли в тупик – из-за непримиримой позиции Грузии. Она всеми правдами и неправдами хочет восстановить свой контроль на российско-абхазской и российско-югоосетинской границах. И хотя подобные вопросы не входят в компетенцию ВТО, Тбилиси воспользовался случаем "прижать" Россию. Теоретически можно обойти стороной несговорчивого оппонента – используя формальное правило о принятии в ВТО большинством голосов стран-членов. Однако это было бы как-то несолидно для России – сродни вступлению через "черный ход", да и подобных прецедентов в ВТО еще не было. Кроме того, даже этот вариант может не пройти, поскольку Грузия входит в рабочую группу ВТО, которая должна представить итоговый доклад по России. Не будет ее согласия – не будет и доклада. Одним словом, России терять нечего. Откажемся от обязательств, свое пространство создадим, еще и Украину из ВТО "выцарапаем".


Обсудить на Facebook

Выбор читателей