Для ссылки чиновников есть готовый город

В Подмосковье давно существует город-спутник, изначально создававшийся для работы и жизни элиты. Правда, за последние годы он несколько пообтрепался, но это легко поправить


ФОТО: ИТАР-ТАСС



Не знаю, что аналитики и политологи сочтут наиболее важным событием минувшей недели, но я на первое место ставлю озвученную президентом Дмитрием Медведевым идею переноса части федеральных органов власти из Москвы в город-спутник. Прежде всего потому, что это, на мой взгляд, свидетельствует о восприимчивости власти к здравым предложениям экспертного сообщества. А эксперты давно говорят, что исполнение столичных функций лучше отделить от исполнения роли делового центра страны. Хотя есть и более циничное объяснение: обстановка на дорогах Москвы такова, что даже чиновникам с мигалками стало затруднительно по ней передвигаться.

В данный момент, насколько известно, перед аппаратом федерального и областного правительства поставлена задача найти место для строительства нового города-спутника. Он должен отвечать нескольким условиям: иметь хорошую автомобильную и железнодорожную связь со столицей и быть недалеко от аэропорта. В сущности, последнее условие скидывает со счетов единственную на данный момент скоростную трассу в области – Новорижское шоссе. После чего начинаются муки выбора наименьшего зла.

Юго-западное направление? Там аэропорт "Внуково", там Сколково, там, в конце концов, дома чиновников на Рублевке. Одна проблема – все ближайшие к Москве окрестности в этом секторе так плотно заселены, а цена земли так высока, что переезд правительственных учреждений может вылиться в копеечку и череду скандалов с выселением высокопоставленных жителей всевозможных "Долин бедных".

Район "Большое Домодедово"? Места для строительства там хватит, аэропорт еще не исчерпал потенциал расширения, можно организовать подъезд по Симферопольскому шоссе, славящемуся отсутствием пробок. Проблемы возникнут уже в самой Москве: юг и юго-восток столицы печально знамениты автомобильными пробками. И если по ним начнут пробираться еще мигалки, торопящиеся в Госдуму, Совет Федерации или оставшиеся в столице министерства, то эффект от переезда правительства, думается, будет достигнут прямо противоположный задуманному.

Можно, конечно, пофантазировать насчет переезда в район закрытого аэропорта "Быково", на вечно забитое Новорязанское шоссе, но вряд ли в это можно поверить.

Остается Ленинградка – да, с ужасными пробками, но реконструируемая, со строящимся скоростным дублером, с государственным аэропортом "Шереметьево", лелеющим амбициозные планы, и... с готовым городом. Здесь давно существует город-спутник, изначально созданный для работы и жизни элиты. Зеленоград.

Сегодня это кажется смешным, но в свое время он создавался не просто как закрытый город для работников ВПК: именно в Зеленограде обкатывалась идея создания города для элиты советской научной и инженерной мысли. Там была создана инфраструктура, которой может позавидовать и крупный европейский город: от научно-образовательных учреждений до высокотехнологичных производств, от учреждений культуры до прекрасных дорог и парков.

За последние годы, надо признать, Зеленоград не то чтобы захирел – все же дает о себе знать высокий социокультурный уровень его жителей – а, скорее, пообтрепался. Хорошая инфраструктура требует, знаете ли, хорошего финансирования. К тому же, после кончины многочисленных "почтовых ящиков" у жителей остался скудный выбор мест трудоустройства: либо на производство электроники, открытое АФК "Система" (с невысокой зарплатой и ограниченным набором специальностей), либо в Москву. Ну, или трудоустраиваться на еще более низкооплачиваемые должности в бюджетной сфере или сфере услуг. В итоге большая часть зеленоградцев повторяет судьбу остальных жителей подмосковных городов, мотаясь в столицу на работу. Что, в свою очередь, разрушительно не только для инфраструктуры, но и для самого духа города.

Итак, при переезде в Зеленоград правительственные чиновники получают легкий доступ к аэропорту, проезд по скоростной автотрассе (причем не только в Москву, но и в Петербург), возможность пуска скоростной электрички с Белорусского вокзала (и возможность проехать по реконструированной Тверской до самого Кремля "с ветерком"). И, наконец, не просто офисы в поле, а вполне комфортный для проживания город с высокообразованным населением (что означает отсутствие проблем не только с наймом персонала, но и с гопниками на улицах).

Можно ли встроить правительственный центр в существующий город? В Зеленограде – да. Во-первых, он спланирован весьма просторно. Во-вторых, в городе, где ранее функционировало огромное количество производств, научных учреждений и управленческих структур ВПК, нет недостатка в площадях под застройку. Да, само строительство на рекультивируемых землях будет несколько дороже, чем в чистом поле. Но с учетом возможности использования имеющейся инфраструктуры конечная стоимость "Power-city" окажется в этом случае даже ниже.


Обсудить на Facebook

Выбор читателей