Расширение Москвы станет адом

Москва уже знает примеры ожесточенного сопротивления владельцев недвижимости в Южном Бутове и в "Речнике". Остается только догадываться, что будет, когда подобные очаги сопротивления начнут повсеместно возникать на огромной территории бывшего Подмосковья


ФОТО: ИТАР-ТАСС



Решение о расширении Москвы за счет юго-западного сектора Подмосковья имеет все шансы стать событием года. Прозвучавшее на прошлой неделе предложение президента о создании "столичного федерального округа" резво начало воплощаться в жизнь в этот понедельник.

Напомним, согласно решению, принятому московскими и подмосковными властями при участии президента Дмитрия Медведева, территория Москвы будет расширена в 2,4 раза. Площадь города увеличится на 144 тыс. га за счет территорий, ограниченных Киевским и Варшавским шоссе, а также Большим кольцом Московской железной дороги. В новом районе будет вестись "административное, деловое строительство, строительство образовательных учреждений и жилья". "Разработка проектов займет минимум один год", – сообщил Сергей Собянин.

Примечательно, что согласно уточнениям, появившимся на следующий день, в состав новых московских земель не войдут основные населенные пункты отходящего к столице сектора: Подольск, Климовск, Щербинка и Апрелевка. Это заметно сократит количество населения отходящего к Москве района. По некоторым данным, оно составит около 250 тысяч человек, тогда как в одном только Подольске проживает порядка 190 тысяч жителей. Несмотря на очевидную неэтичность в отношении жителей исключенных населенных пунктов, такое решение позволяет сэкономить значительные средства на предоставлении им "московских" льгот, а также оставить в распоряжении дышащей на ладан экономики Подмосковья источник налоговых поступлений в виде подольского промышленного кластера.

Решение о расширении территории Москвы преследует как минимум две тесно связанные друг с другом стратегические цели: разрешить транспортную проблему и снизить плотность населения.

Значительно вытянув территорию города с севера на юг, власти рассчитывают порвать с зависимостью от исторической радиально-кольцевой организации транспортной сети. "Москва меняет свою стратегию развития от моноцентричной, когда все дороги сливались в одном центре, и этот центр изо всех сил, в три этажа застраивался... Сегодня мы получаем полицентрическое развитие региона, мы получаем дополнительно еще один центр, меняем планы развития обоих регионов таким образом, что получаем еще несколько центров, и транспортная сетка будет не радиальной, а полицентричной, и все расселение и размещение производительных сил будет более равномерным, более комфортным для людей", – объяснил Сергей Собянин. Кроме того, расширение городской территории позволит снизить плотность населения столицы в среднем в два раза.

Идея увеличения площади столицы за счет подмосковных территорий не нова. В том или ином виде она не раз рассматривалась еще при предыдущем мэре, однако для ее реализации было необходимо политическое решение, созревшее только после отставки Лужкова.

Нынешнее решение заметно отличается от прежних идей, прежде всего, тем, что расширение Москвы должно будет осуществляться не за счет всего ближнего Подмосковья, а только с участием его небольшой части. С одной стороны, это полностью оправданно тем, что столице будет достаточно сложно "переварить" всю область. С другой – появление "избранных" территорий вносит дисбаланс в жизнь всего Московского региона.

Кто выиграет и кто проиграет в результате реализации принятого решения? Главным выгодоприобретателем являются крупнейшие землевладельцы – московские банки, корпорации и ряд физических лиц, владеющие большими участками земли в Подмосковье. По некоторым данным, именно они и были главными лоббистами идеи. В выигрыше окажутся и девелоперы, которым предстоит осваивать новые огромные пространства и не менее огромные бюджетные деньги: развитие новых территорий предлагает строительство большого количества социального жилья и сотен километров дорог и коммуникаций.

Неплохие перспективы ожидают жителей отходящих к Москве территорий: на них будут распространены все столичные льготы. Активное строительство в регионе приведет к появлению большого количества новых "дорогих" рабочих мест. Со временем стоит ожидать появления современной дорожной и социально-бытовой инфраструктуры "московского" уровня, включая долгожданное метро.

Однако наряду с очевидными плюсами идея имеет не менее очевидные минусы. Учитывая масштабы работ и предполагаемые объемы государственных инвестиций, нет сомнений, что очередь из застройщиков в соответствующие структуры выстроится как с парадного, так и с черного хода. О возможных масштабах роста связанной с этим коррупции можно только догадываться.

В свете ожидаемого в ближайшие годы введения налога на недвижимость неизбежное повышение ее рыночной стоимости обернется непосильным бременем для многих семей новоиспеченных москвичей.

Еще более безрадостными видятся перспективы владельцев многочисленных дач и коттеджей, расположенных в этой части Подмосковья. Учитывая предстоящие объемы жилищного и дорожного строительства, стоит ожидать массированного отчуждения земель у частных владельцев. В соответствии с законом, всем им должна выплачиваться компенсация в соответствии с рыночными ценами или предоставляться аналогичные объекты недвижимости в другом месте. По словам Собянина, для решения этого вопроса может быть использован "сочинский" сценарий. Как проходило отчуждение земель под олимпийское строительство в окрестностях Сочи, хорошо известно из СМИ.

Причем "договориться" с жителями Московской области будет значительно сложнее, чем было в Краснодарском крае. Москва уже знает примеры ожесточенного сопротивления владельцев недвижимости в Южном Бутове и обладателей не совсем законной собственности в "Речнике". Остается только догадываться, что будет, когда подобные очаги сопротивления начнут повсеместно возникать на огромной территории бывшего Подмосковья.

Для легитимного разрешения ситуации государству придется изрядно поиздержаться – цены на недвижимость в этой части области заметно возрастут. Сомнительно, что обладателей дач и коттеджей удастся соблазнить аналогичной недвижимостью в другой части региона, а это значит, что разрешить вопрос можно будет только деньгами, и немалыми. Все это ставит под вопрос целесообразность самой затеи (бюджет не безграничен), так как на вновь присоединенных землях планируется строить преимущественно социальное жилье. И совершенно непонятно, что делать с теми, кто не захочет покидать свои дома и дачи ни за какие деньги, – а таких, без сомнения, будет достаточно много

В числе "обиженных" могут оказаться не только простые дачники и деревенские жители, но и вполне респектабельные господа. Их уютные резиденции и коттеджные поселки (особенно ближе к району Киевского шоссе) в один прекрасный день могут оказаться в недопустимой близости от мест компактного проживания "плебса" или шумной трассы.

Запланированное переселение на новые территории около двух миллионов человек потребует создания не только необходимой инфраструктуры, но и огромного числа постоянных рабочих мест. В Подмосковье сегодня их нет. Создание предприятий и офисных площадей параллельно со строительством новой Москвы остается под большим вопросом: неожиданное увеличение города на несколько десятков километров создает серьезные транспортные и логистические проблемы, в связи с чем бизнес вряд ли поспешит обживать новые территории. На создание соответствующей транспортной и иной инфраструктуры уйдут годы, а пока она не будет создана, ждать появления новых рабочих мест нет никакого смысла. Если же заселение новых территорий начнется невзирая на недостаток рабочих мест, подавляющее большинство счастливых новоселов будет вынуждено ездить на работу в "старую" Москву. И вместо ожидаемого разрешения транспортной ситуации это превратит ее в полный кошмар.

Одним словом, принятая властями схема расширения Москвы вызывает много вопросов, ответов на которые пока не существует. По крайней мере, заявление Собянина о том, что после присоединения юго-западного сектора Подмосковья плотность населения "старой" Москвы снизится вдвое, выглядит уж точно неубедительно. Объяснять, что заставит москвичей устремиться с насиженных мест в переполненной, но уютной и вполне комфортной Москве куда-то за МКАД, он не стал. Или не смог. Хотя сегодня вряд вообще ли кто-то сможет это объяснить.


Обсудить на Facebook

Выбор читателей