В крушении самолета Качиньского обвинили двух офицеров

Прокуратура Польши выдвинула обвинения в адрес военных, отвечавших за подготовку пилотов президентского Ту-154, потерпевшего крушение под Смоленском в апреле 2010 года. Оба офицера своей вины не признают


ФОТО: ИТАР-ТАСС



Эхо авиакатастрофы под Смоленском продолжает разноситься по коридорам польского Министерства обороны и по временам сбивает фуражки с высокопоставленных военных чиновников. Главная военная прокуратура Польши выдвинула обвинения двум офицерам в связи с неудовлетворительной подготовкой пилотов Ту-134, на котором разбился экс-президент страны Лех Качиньский.

Офицеров обвиняют в неисполнении своих обязательств по организации полета 10 апреля 2010 г., сообщает Gazeta Wyborcza. Выступая на сегодняшней пресс-конференции, представитель прокуратуры не раскрыл имен обвиняемых, сославшись на интересы следствия. Известно только, что они входили в состав руководства 36-го специального полка ВВС Польши. Полк этот был расформирован в начале августа в связи с выявленными нарушениями в области подготовки полетов. А незадолго до этого по решению премьер-министра Польши Дональда Туска в отставку были отправлены 13 высокопоставленных военнослужащих польских ВВС.

"Виноват не экипаж, а виновата система недолжного уровня организации летной работы в том подразделении, куда приписан этот правительственный экипаж", - уточнил представитель прокуратуры.

Двое офицеров - первые, кому были предъявлены обвинения в связи с авиакатастрофой под Смоленском. В то же время было отмечено, что оба военных считают себя невиновными, а в случае, если суд все же признает их вину, обоим офицерам грозит до трех лет лишения свободы.

В конце июля польские эксперты обнародовали 350-страничный доклад, в котором указаны основные причины и обстоятельства нашумевшей авиакатастрофы. Согласно выводам экспертов, экипаж был недостаточно подготовлен к полету, плохо знал модель самолета, а кроме того, не реагировал на совершаемые в ходе злополучного рейса ошибки. При этом командир борта принимал все решения самостоятельно, полагаясь исключительно на собственный опыт. Это стало одним из существенных факторов, которые привели к масштабной трагедии.

Оргвыводы последовали уже через неделю после публикации доклада. Четвертого августа своих постов лишились генералы ВВС Польши Анатолий Шабана, Лессек Своджински и Збигнев Гальц. Кроме них из рядов Вооруженных сил были уволены еще десять крупных военачальников. Как сказал тогда журналистам премьер-министр Польши Дональд Туск, список офицеров, подлежащих увольнениям, составил новый глава Минобороны Томаш Шимоняк, сменивший на этой должности Богдана Клиха.

Напомним, Ту-154 польского президента Леха Качиньского разбился при заходе на посадку на аэродром в Смоленске 10 апреля 2010 года. Глава Польши спешил в Катынь, чтобы принять участие в траурных мероприятиях в память о расстрелянных там поляках. Посадка проходила при сильном тумане, в нелетных условиях. Никто из находившихся на борту 88 VIP-пассажиров и восьми членов экипажа не выжил.

В докладе МАК, опубликованном в начале этого года, говорилось, что причиной трагедии под Смоленском стала плохая организация полета с польской стороны, в том числе ошибки пилотов. Кроме того, экипаж пребывал под постоянным давлением командующего ВВС Польши Анджея Бласика, который находился в кабине. По российской версии, поляки пошли на посадку в заведомо не подходящих для этого условиях, опасаясь гнева президента Леха Качиньского. Впрочем, польские эксперты не обнаружили доказательств, подтверждающих давление на экипаж со стороны главы ВВС.

Выбор читателей