Первая жертва большой рокировки

Правящий тандем со своим заявлением о рокировке серьезно рискует на фоне близящегося экономического кризиса. Путин, обозначил себя, как нового президента, и застолбил место премьера за Медведевым, лишив Кудрина шансов на этот пост


ФОТО: AP



Рокировка внутри правящего тандема породила множество вопросов относительно ее последствий, в первую очередь, экономических. Не самый последний из них - почему нынешний премьер и потенциальный глава государства с 2012 г. поспешил застолбить место будущего премьера за Дмитрием Медведевым, а не нынешним вице-премьером и главой Минфина Алексеем Кудриным.

О том, что после возвращения Путина в кресло президента Кудрин может занять второй по значимости пост в государстве, в экспертной среде говорили достаточно много. И разговоры эти были отнюдь не беспочвенными на фоне очередной фазы мирового экономического кризиса, который не сулит России ничего хорошего. В силу известных особенностей, наша страна не имеет возможности противостоять глобальным финансовым потрясениям на протяжении сколько-нибудь продолжительного времени.

Опыт событий 2008-2009 гг. показал, что выстоять ей помогли только быстрое восстановление роста мировых нефтяных цен, плюс достаточно грамотные и компетентные действия финансового блока правительства во главе с Алексеем Кудриным. Также успешному преодолению кризиса способствовала и жесткая политика возглавляемого им Минфина в предкризисные годы. Кудрину всегда хватало дальновидности и политического веса, чтобы препятствовать чрезмерному расходованию ресурсов, накопленных благодаря нефтегазовому экспорту в предкризисные годы. Созданная таким образом финансовая "подушка безопасности" в конечном итоге и позволила избежать краха российской экономики.

Более того, проанализировав историю современной России, можно сделать вывод, что Алексей Кудрин является, пожалуй, самым успешным министром финансов за весь этот период. Не стоит также забывать и о достаточно теплых личных отношениях между ним и Владимиром Путиным. В свое время, все это подтолкнуло многих экспертов к мысли о том, что премьером на третьем президентском сроке Путина окажется именно Алексей Кудрин. Подобное назначение выглядело бы исключительно логично. В условиях приближения серьезных экономических потрясений, опытный и успешный чиновник, обладающий высоким влиянием во властных кругах, является наилучшей кандидатурой на пост премьера.

Однако судьба распорядилась иначе. С одной стороны, предпочтение, оказанное Медведеву, может объясняться близкими личными отношениями между нынешними премьером и президентом, а возможно и совершенно конкретными договоренностями. С другой - вполне определенной политической миссией, отведенной Дмитрию Медведеву. В то же время, слабой, если не сказать опасной, стороной этой рокировки становится серьезная брешь, возникающая на экономическом фронте.

Пролет мимо премьерского кресла вряд ли станет поводом для повышенного энтузиазма Алексея Кудрина. Более того, после последних событий непросто представить его и на посту вице-премьера и главы Минфина в правительстве Медведева.

Выступая на съезде "Единой России", Владимир Путин, словно забыв о реальной ситуации в российской и мировой экономике, ставил весьма и весьма смелые задачи. Так, по его словам, в ближайшее время стране необходимо увеличить темпы экономического роста до 6-7% в год. "Темпы роста экономики должны быть кардинально выше тех, что мы имеем сегодня. Нам необходимо вернуться к тому, что было совсем недавно, до кризиса. Нам нужно раскрутить маховик темпов роста экономического развития до 6-7% в год", - заявил Путин. Такие заявления вполне характерны для кандидата в президенты. Однако все тот же Кудрин, выступая на днях на саммите министров финансов и глав центробанков G20 в Вашингтоне, говорил совершенно другие вещи. "Нас, наверное, ждет потерянное десятилетие. Уже очевидно, что темпы роста будут низкие, - заявил вице-премьер. - …рецессии можно избежать, но рост будет очень низким". К тому же не секрет, что Алексей Кудрин является наиболее последовательным сторонником снижения бюджетных трат на различные проекты, а также повышения налогов и пенсионного возраста.

Очевидно, что все эти предкризисные приготовления плохо вяжутся с предстоящими выборами и началом нового президентского срока. На данном этапе население и элиты настроены ждать от Путина исключительно позитива и, в первую очередь, в экономической сфере. Поэтому человек с имиджем "мистера нет" (типичное амплуа европейского министра финансов) явно не вписывается в выстраиваемую концепцию. Поверить же в то, что для сохранения в высших эшелонах власти нынешний глава Минфина предпочтет изменить свое мнение, практически невозможно. Посему судьба Кудрина после марта 2012 г. видится сегодня весьма неоднозначно. Не стоит так же забывать и слова, сказанные в интервью РСН пресс-секретарем Владимира Путина Дмитрием Песковым: "Есть кто-то, кто не согласен со стратегическими подходами тандема. Он уйдет из команды. Будет качественно новое правительство, о чем говорил президент и премьер-министр. Качественные изменения произойдут, но элементы тандемности безусловно сохранятся".

Безусловно, незаменимых людей не существует. Достойная замена, в новой политической парадигме, может быть найдена и нынешнему главному финансисту. Но дело в том, что речь сегодня может идти не о замене одного человека на другого, сколько о временной или постоянной смене вектора экономической политики. Чем все это обернется в условиях втягивания страны в мировой кризис и не последуют ли за этим новые рокировки - покажет время.

Уже после публикации этой статьи Алексей Кудрин заявил журналистам, что в любом случае он не будет работать в правительстве Дмитрия Медведева. По словам главы Минфина, у него есть серьезные разногласия с нынешним главой государства по экономической политике. Они, прежде всего, касаются увеличения расходов на военные цели.

Выбор читателей