Сергей Собянин: год у руля

Судить о результатах первого года пребывания Собянина на посту мэра Москвы сегодня можно прежде всего по тому, что москвичи наблюдают на улицах города. В планах мэрии – сделать столицу максимально комфортной для проживания


ФОТО: ИТАР-ТАСС



Уже почти год Москва живет с новым мэром Сергеем Собяниным. Срок вполне достаточный для того, чтобы сделать первые выводы о профессиональных качествах градоначальника. Судить о них лучше всего по конкретным делам, то есть по тому, что москвичи могут сегодня наблюдать на улицах своего города. Ну, и конечно же, по разрабатываемым планам на будущее.

Первое, по чему в Москве обычно принято судить о деятельности мэра, – это жилищное строительство. Непревзойденные рекорды в этой области связаны с предшественником нынешнего градоначальника. Впрочем, сегодня очевидно, что былая гонка за объемами строительства была ошибкой, последствия которой городу предстоит преодолевать на протяжении десятилетий. Огромные жилые массивы возводились без учета местного рынка труда, что привело к значительной маятниковой миграции (утром – на работу в центр, вечером – обратно) их жителей, и без должного обеспечения транспортной и социально-бытовой инфраструктурой.

Новый мэр положил конец этой практике. Строительство жилья по-прежнему остается одной из главных задач столичных властей, но акцент при этом делается не на гонке за квадратными методами в чистом поле, а на создании комфортной среды для проживания. С этой целью в городе разработана и утверждена программа "Жилище" на 2012-2016 годы. Она предполагает возведение жилья для очередников, молодых семей и военнослужащих, переселение людей из аварийного и ветхого жилого фонда и т.п.

"До конца 2016 г. планируется ввести около 12,7 млн кв. м жилья, из них 3,8 млн за счет бюджета. Таким образом, около 90 тысяч семей улучшат жилищные условия", – заявил заместитель мэра Москвы и руководитель столичного стройкомплекса Марат Хуснуллин. По его словам, на реализацию программы из городского бюджета будет выделено 724 млрд руб., 805 млрд будет привлечено в качестве инвестиций.

Из основных параметров программы видно, что объемы жилищного строительства будут заметно меньше прежних. Это не удивительно, так как ее основная цель – превращение новых жилых районов в места во всех отношениях благоприятные для проживания. Само же строительство при этом никто не отменял. Вопрос лишь в том, что основные объемы жилья будут возводиться за пределами "большой Москвы", в которой уже просто нет места для массового строительства. При том строительстве, какое ведется сейчас и будет осуществляться в ближайшие годы, огромное значение будет уделяться инфраструктуре, то есть дорогам, магазинам, парковкам, школам, детским садам и игровым площадкам.

В ранее застроенных районах столичные власти занимаются доведением инфраструктурного развития до уровня, отвечающего стандартам жизни в современных мегаполисах. Первые результаты этого можно наблюдать уже сейчас. В массовом порядке панельные дома старой постройки утепляются и облицовываются современными материалами. За неполный год городским властям удалось облагородить и оптимизировать территории большинства московских дворов: там появились столь необходимые гостевые автостоянки и детские площадки. Своевременным и вполне рациональным большинство москвичей считает решение об установке шлагбаумов на въезде в столичные дворы. Немаловажно, что устанавливаться они будут за счет города, а не жильцов.

Одним из главных достижений нового мэра можно считать начатую им грандиозную модернизацию городской транспортной системы. Следуя опыту большинства европейских столиц, власти Москвы намерены кардинальным образом изменить роль и значение общественного транспорта, сделав его самым удобным средством передвижения по городу. С этой целью в столице активными темпами ведется обустройство выделенных полос движения для общественного транспорта. Благодаря им автобусы и троллейбусы получат возможность беспрепятственного движения вне зависимости от общего состояния дорожного трафика.

Особая роль в развитии транспортной системы отводится расширению московского метро. Метро мы будем строить "везде, где только можно", – заявил в интервью "РБК-Daily" Марат Хуснулин.

На сегодняшний день общая протяженность столичной подземки составляет 301 километр. Согласно плану строительства метро до 2016 г., в ближайшие 5 лет планируется проложить еще 75 км линий с 36 новыми станциями, 6 электродепо и 4 пересадочными узлами. И это, судя по всему, не предел. По словам руководителя Департамента строительства Москвы Андрея Бочкарева, городские чиновники и строители уже обсуждают перспективную схему развития метро до 2020 года. К этому времени в Москве должно быть проложено 98 км тоннелей и построено 44 станции.

Примечательно, что развитие сети метрополитена будет осуществляться по принципам, отличным от тех, что использовались в предыдущие годы. Так, градостроители и метростроевцы пришли к выводу, что в современных условиях продление существующих радиусов в область не имеет особых перспектив. В часы пик чрезмерно длинные линии, собирающие пассажиров на протяжении всего пути от окраин к центру, неизбежно приведут к перегрузкам транспортной и пересадочной инфраструктуры в центральной части города. Избежать этого поможет строительство параллельных линий метро. "Сейчас продление веток в область тормозит только один вопрос – пропускная способность. Если она имеется в запасе – мы проходим, если нет – то нет, – поясняет Марат Хуснуллин. – Мы можем продлить существующие ветки метро в Подмосковье еще на одну-две станции. Продлевать метро мы будем от станции "Юго-Западная". Мы планировали начать строительство этой ветки позже, но после исторического решения о расширении границ Москвы вышли в ускоренном порядке на строительство. "Юго-Западная" будет продлена до Тропарево. Помимо этого мы приняли решение о строительстве трех новых веток, две из которых выйдут на территорию Ленинского района, а также закладываем новые радиусы метро, например, вдоль Ленинского проспекта, и смотрим, где их можно соединить".

В среднесрочном периоде развития Москвы у столичных властей также большие планы, в основе которых лежат самые различные социальные аспекты. По указанию Сергея Собянина с этой целью разработаны 18 приоритетных программ на 2012-2016 годы. Практически все они утверждены и подписаны мэром. В настоящее время программы условно называются: "Градостроительная политика", "Информационный город", "Культура Москвы", "Охрана окружающей среды", "Развитие индустрии отдыха и туризма", "Развитие коммунально-инженерной инфраструктуры", "Развитие науки и инноваций", "Развитие транспортной системы", "Социальная поддержка жителей Москвы", "Спорт Москвы", "Стимулирование финансово-экономической активности бизнес-сообщества, создание международного финансового центра", "Столичное здравоохранение", "Столичное образование" и "Энергосбережение в Москве". Контроль за их выполнением возложен на заместителя мэра Москвы Андрея Шаронова и руководителя департамента экономической политики и развития столицы Марину Оглоблину.

Выбор читателей