Борис Макаренко: выражать свой "нах-нах" просто глупо

Глава правления фонда "Центр политических технологий" рассказал, как вызвать интерес населения к двум масштабным избирательным кампаниям, если результат очевиден заранее, а политическая интрига отсутствует напрочь


ФОТО: opec.ru



Как вызвать интерес населения к двум масштабным избирательным кампаниям, если результат очевиден заранее, а политическая интрига отсутствует напрочь? Как власти будут обеспечивать явку на избирательные участки? Как сложившаяся ситуация влияет на развитие политической системы, о которой постоянно говорят первые лица страны? На эти и многие другие вопросы в ходе онлайн-интервью ответил председатель правления фонда "Центр политических технологий", директор общественно-политических программ Института современного развития Борис Макаренко.

По его мнению, с президентскими выборами все ясно. Да и с парламентскими, по большому счету, тоже: "Единая Россия" ниже 50% не опустится, однако результат 2007 г. (64%), скорее всего, не повторит. "Будет порядка 52% - 57%, то есть вряд ли у нее сохранится конституционное большинство в Думе. Объективно это точно не фиаско, поскольку простое большинство, несомненно, сохранится. А субъективно "Единая Россия" будет утверждать, что выборы успешны, потому что партия вновь получила абсолютное большинство, а ее оппоненты объявят этот результат неудачей, потому что она потеряла за четыре года Х процентов голосов", - сказал политолог.

Читателей также интересовало, насколько велики шансы КПРФ и "Справедливой России" в условиях падающего рейтинга партии власти, и особенно, если эти две партии сольются в одну. Тут Макаренко дал однозначный ответ: коммунисты и справедливороссы не могут объединиться, хотя это и не исключает их сотрудничества в наблюдении за выборами и совпадения позиций в Думе по отдельным темам.

Однако даже в сумме эти партии близко не подойдут к "Единой России", уверен политолог. По его прогнозам, КПРФ к своему "ядру" (ностальгирующие и пожилые "советские" люди) добавит сколько-то голосов людей, далеких от "советских" убеждений и иллюзий, но рационально голосующих за самую сильную из оппозиционных партий. Что касается "Справедливой России", то "к своему маленькому ядру партия всегда добавляет больше всего тех, кто определяется в последний момент перед выборами. Как правило, это люди, лояльные "власти вообще" или президенту и премьеру, но которых "достали" бюрократы на местах. Поэтому за "Единую Россию" они голосовать не хотят, но выбирают партию с шансами на прохождение с симпатичным имиджем и не отталкивающую от себя - а это именно "Справедливая Россия". То же самое, по мнению Макаренко, будет и в этот раз.

Политолог отметил, что из предвыборных программ никакие сценарии развития страны не следуют: "Оппозиция откровенно пытается понравиться избирателю (каждая партия - своему). А партия власти собрала миллион наказов, привлекла сотни экспертов, чтобы написать народную программу. И... не приняла ее, и не опубликовала. "Единая Россия" идет на выборы с коротким обращением, составленным из речей двух своих лидеров. Хорошая декларация - никаких механизмов, инструментов, "дорожных карт". От власти я лично ждал более развернутого ответа на вопрос, что они собираются делать, как Россия будет отвечать на вызовы, избегать кризиса и модернизироваться".

Следующая животрепещущая тема - как власти будут обеспечивать явку избирателей и, вообще, стоит ли приходить на выборы. "Не ходить или портить бюллетени или иным образом выражать свой "нах-нах" - просто глупо. Не голосовал - сиди и молчи в тряпочку до следующих выборов, не ругай власть, которую другие за тебя избрали", - выразил мнение Макаренко.

А уж если пришел, то есть три умных способа распорядиться своим голосом: "Первый - если какая-то партия нравится своей программой или лицами, голосуй за нее. Второй - если ни одна не нравится, голосуй за ту, которая наименее неприятна (это как выбор в советском гастрономе - из того, что есть, покупали наименее несъедобное). Третий - если не веришь, что твой голос на что-то повлияет, значит, не веришь власти. Тогда выбирай ту партию, которая тебе кажется самой серьезной оппозицией такой ситуации, в которой твой голос ничего не значит".

Выбор читателей