ЕС пинками загоняет Украину в Таможенный союз

Восемнадцатое октября войдет в историю российско-украинских отношений как день хорошо подготовленных сюрпризов. Все они оказались крайне неприятными для Киева, пожинающего последствия дела Тимошенко


ФОТО: AP



Минувший вторник войдет в историю российско-украинских отношений как день хорошо подготовленных сюрпризов. Действие одновременно происходило в Санкт-Петербурге, Донецке, Киеве и Брюсселе, откуда пришла весть об отмене запланированного на четверг визита Виктора Януковича в штаб-квартиру Евросоюза.

Этому дипломатическому скандалу предшествовала достаточно занимательная интрига, связанная с фигурой с Юлии Тимошенко. Действо развивалось на фоне очередных газовых осложнений с Москвой и попыток России втянуть Украину в Таможенный союз Белоруссии, Казахстана и России.

Украина упирается, ссылаясь на европейский выбор, хотя речь идет не о вступлении в Евросоюз, а всего лишь о ни к чему не обязывающем ассоциативном членстве и создании зоны свободной торговли. Москва увязывает снижение цены на газ с членством в Таможенном союзе или преференциями для российских компаний. Эта сказка про белого бычка могла бы продолжаться вечно, если бы не суровый приговор Юлии Тимошенко, вынесенный в начале прошлой неделе. Возмущенная Европа сразу же заявила, что это решение крайне негативно скажется на проектах интеграции Украины в ЕС, и "отношения между Украиной и ЕС уже не будут такими, как раньше".

Все это происходило за неделю до давно согласованного визита Януковича в Брюссель, во время которого он собирался обсуждать те самые вопросы интеграции. Пытаясь спасти положение, украинский президент сообщил, что "приговор не является окончательным" и может быть пересмотрен в суде высшей инстанции или каким-то иным образом. Евросоюз выразил надежду, что так оно и будет, и дал понять, что не рассчитывает на быстрое разрешение проблемы.

Казалось бы, все устроилось: пока адвокаты Тимошенко готовят апелляцию, можно съездить в Брюссель и продолжить сближение с Европой. Однако уже через день Служба безопасности Украины сообщила о возбуждении нового дела против Юлии Тимошенко. Поводом к этому стало письмо, в котором Министерство обороны РФ требовало возврата долга за так и не поставленные товары. Речь шла о соглашении, заключенном в середине 1990-х гг. между российским военным ведомством и украинской компанией ЕЭСУ о бартерном обмене российского газа на промышленную продукцию. Казалось бы, обычная рутинная тяжба, но проблема состояла в том, что руководителем означенной компании являлась Юлия Тимошенко, и правоохранительная машина завертелась вновь.

Заведение еще одного дела протии Тимошенко окончательно вывело из себя Брюссель. Был отменен запланированный на 17 октября визит в Киев комиссара ЕС по вопросам торговли Карла де Гухта. Затем начались недоразумения с подготовкой поездки Януковича, и вчера из Брюсселя официально сообщили, что "визит откладывается до тех пор, пока не сложатся более благоприятные условия для достижения прогресса в двухсторонних отношениях между ЕС и Украиной".

Особую пикантность ситуации придает тот факт, что Брюссель отказал Януковичу "от дома" ровно в тот момент, когда президенты Украины и России обсуждали в Донецке газовые проблемы и перспективы присоединения Украины к Таможенному союзу, а в Санкт-Петербурге был, наконец, подписан многострадальный договор о зоне свободной торговли СНГ.

Гораздо сложнее шли переговоры первых лиц, которым так и не удалось добиться реального сближения позиций. Судя по всему, Янукович планировал выслушать предложения российской стороны и использовать их в торге с Евросоюзом. Но визит был сорван, и это усилило позиции Медведева.

В результате на итоговой пресс-конференции явно находившийся под впечатлением вестей из Брюсселя Янукович в очередной раз говорил о "справедливых ценах на газ", а по поводу Таможенного союза выдал что-то крайне невнятное: "Мы ищем формы сотрудничества. Но мы всегда будем делать то, что соответствует нашим национальным интересам на том или ином этапе времени".

На эти рассуждения общего характера Медведев ответил в ультимативной форме: "Не может быть вступления в Таможенный союз, в Евросоюз или в какие-то другие союзы в каком-то ограниченном формате. Если речь идет об интеграционном процессе, придется вступать полностью, подписывать все документы и брать на себя все обязательства".

Тема различия в позициях России и ЕС была акцентирована Медведевым и при оценке дела Тимошенко. В частности, он дал понять, что России нет дела до решений украинских судов, если в этих решениях нет антироссийской составляющей. Хотите держать своего бывшего премьера в тюрьме – дело ваше, но номер с использованием приговора Тимошенко как повода для пересмотра газовых соглашений 2009 г. не пройдет.

Подводя черту под газовой темой, Медведев с металлом в голосе высказался том смысле, что правовая база газовых отношений давно создана и работает; ее, конечно, можно менять, но спекуляции на эту тему недопустимы. Глава "Газпрома" Алексей Миллер и украинский министр энергетики Юрий Бойко ведут переговоры на эту тему, и когда им удастся сформулировать устраивающие обе стороны предложения, можно будет говорить о подписании новых соглашений. А пока придется выполнять существующие.

Эти горькие пилюли Медведев подсластил рассуждениями о том, что отношения Украины с Россией не сводятся к газу и Таможенному союзу, и нарисовал благостную картину сотрудничества в других областях, упомянув совместные научные разработки и промышленный потенциал, созданный во времена СССР. Оба президента одобрили планы наладить авиаперевозки между российскими и украинскими регионами и смягчить правила таможенного досмотра для железнодорожных пассажиров. В общем, не договорившись о главном, с готовностью демонстрировали согласие по незначительным вопросам.

По итогам этого насыщенного дня можно сказать, что Европа сама подталкивает Украину в сторону России, Таможенного союза и даже нового Евразийского проекта Путина. Эта перспектива находит поддержку у определенной части украинской элиты. Так, вице-премьер и министр социальной политики Сергей Тигипко заявил на днях, что Украина может переориентироваться с европейского курса на членство в Таможенном союзе, если от ЕС прозвучат абсолютно четкие сигналы "нет".

Выбор читателей