Украина упивается политикой мести

В украинской политике, как во французском романе, "никто никого не любит, и все спят со всеми", но ровно до тех пор, пока это выгодно. После фундаментального слома 2004 года она катится по наклонной плоскости, упорно называя этот процесс движением в Европу


ФОТО: AP



Приговорив бывшего премьера Юлию Тимошенко к семи годам заключения "за превышение служебных полномочий", Печерский суд Киева стал инструментом политики мести, которая утвердилась на Украине в последние годы. Первопроходцем здесь был Виктор Ющенко, который сразу после инаугурации начал прессовать чиновников и губернаторов, связанных с "Партией регионов". Всего за три первых месяца его президентства в отставку были отправлены 18 тысяч руководящих работников разных уровней, некоторые оказались в тюрьме.

Теперь мы присутствуем при развитии и углублении этого процесса, и надо признать, что Янукович пошел гораздо дальше своего предшественника. Он поднял руку на бывшего премьера, популярность которой растет с каждым годом, что явствует из динамики последних голосований. По итогам парламентских выборов 2006 г. Блок Юлии Тимошенко (БЮТ) получил 129 мандатов, после досрочных выборов 2007 г. их число выросло до 156, а через три года во втором туре президентских выборов за Тимошенко голосовали 45,47 % избирателей, за Януковича – 48,95 %.

Поводом для уголовного преследования Тимошенко стали газовые соглашения, заключенные в феврале 2009 года между "Газпромом" и "Нафттогазом Украина". Их подписание позволило урегулировать газовый конфликт между странами, разрешить ряд проблем, связанных с деятельностью "РосУкрЭнерго" и "Укргазэнерго" и согласовать формулу расчета газовых цен. В результате при сохранении оплаты за транзит цена российского газа, поставляемого на Украину, была снижена на 20%.

С приходом к власти Януковича оказалось, что договор не хорош, и ответить за это придется Юлии Тимошенко. Одновременно заводились дела против министров ее правительства. Чтобы оценить масштабы происходящего, достаточно представить себе, что в 2000 г. только что избранный президент Путин начинает сажать министров правительства Степашина, или в 2008 г. Медведев аналогичным образом обходится с членами кабинета Зубкова.

К счастью, подобные массированные зачистки нехарактерны для России, где даже члены ГКЧП и проигравшее в 1993 г. руководство Верховного Совета отделались несколькими месяцами заключения, а впоследствии многие из них вернулись в политику. Но Украина двигается в Европу, где политика мести весьма популярна. Однако там наезды на Шредера, Ширака и прочих отставных политиков не влекут за собой тюремных заключений.

В Европе подобные дела являются элементами политической игры, т.е. их цель не наказание, а уничтожение карьеры и репутации. Украина в этом смысле не похожа ни на Россию, ни на Европу. Она каким-то хитрым образом умудряется комбинировать европейские процедуры и азиатскую жестокость. Высокопоставленные чиновники там имеют обыкновение кончать самоубийством двумя выстрелами в затылок. Поэтому можно только порадоваться предусмотрительности Юлии Тимошенко, поспешившей сразу после задержания заявить, что она ни при каких обстоятельствах не собирается добровольно сводить счеты с жизнью.

Одновременно дело Тимошенко породило политические спекуляции, связанные с возможной денонсацией злополучных соглашений и попытками скомпрометировать Путина как визави Тимошенко по газовым переговорам. Но если даже согласиться с тем, что соглашения 2009 г. ущемляют интересы Украины, их заключение нужно считать дипломатической победой Москвы, а это делает бессмысленными коррупционные претензии к российскому премьеру, который, как выяснилось, хорошо продвигал интересы своей страны. Что касается расторжения соглашения, эта процедура прописана в самом документе, и для того, чтобы дать делу ход, совершенно не обязательно сажать Тимошенко.

Не удивительно, что в России отказываются понимать логику украинской стороны. Недоумение Москвы, похоже, раздела вся Европа, где заговорили о том, что приговор Печерского суда создал препятствия для интеграционных проектов. Получается, что если раньше Украина почему-то считала, что ее сближение с Западом должно быть оплачено Россией за счет снижения цен на углеводороды, то теперь, устраивая публичную порку Тимошенко, она настроила против себя европейские столицы. При этом некоторые комментаторы полагают, что осложнения на западном фронте толкнут Киев в объятия Москвы, которая как раз начинает строить Евразийский союз.

Но нужно ли России такое партнерство? Ведь, следуя логике, которой руководствуются украинские лидеры, через несколько лет на скамье подсудимых должен оказаться Янукович. Ему придется отвечать за "предательство интересов Украины" при подписании Харьковских соглашений, денонсация которых обострит ситуацию вокруг Севастополя. И так до скончания веков.

Украинскую политику постоянно штормит потому, что она лишена преемственности и фундаментальной базы консенсуса, без которой невозможно согласовывать интересы политических сил и конкурирующих групп бизнеса. Действительно, о какой преемственности может идти речь, если при двух последних сменах власти победители расправляются со своими оппонентами. В большинстве государств базой консенсуса являются интересы страны, но для украинских элит такого понятия, похоже, не существует. Они дербанят Украину, как если бы это была отдаленная колония.

Спусковым крючком всего этого стал политический кризис конца 2004 г., когда в разгар президентских выборов начали менять конституцию, а для придания процессу большей демократичности провели третий тур с заранее объявленным результатом. Все последующие события стали естественным продолжением Майдана: приватизационные скандалы, игры вокруг новых конституционных полномочий, отставка кабинета Тимошенко, правительственная чехарда, противоестественные союзы Тимошенко–Янукович и Янукович–Ющенко, открытое воровство, которое даже трудно назвать коррупцией.

В украинской политике, как в старом французском романе, "никто никого не любит, и все спят со всеми", но ровно до тех пор, пока это выгодно. Понятно, что при таких нравах уже не до интересов страны и, тем более, не до соблюдения хотя бы элементарных приличий. После фундаментального слома 2004 г. украинская политика катится по наклонной плоскости, упорно называя этот процесс движением в Европу.


Обсудить на Facebook

Выбор читателей