Жизнь на Марсе ушла в подполье

Условия для появления жизненных форм существуют, но не на поверхности Красной планеты, как предполагалось ранее, а на глубине нескольких километров под ней, где были благоприятные термальные оазисы

Ученые находят все больше подтверждений тому, что на Марсе когда-то могла существовать жизнь. Новые исследования поставили точку в истории изучения Красной планеты. Судя по всему, жизнь надо искать под поверхностью, а не в атмосфере. К такому выводу пришла астроном Бетани Элманн из Броуновского университета (США), которая уже несколько лет занимается космическими исследованиями.

Найти следы жизни ученым помогло важное открытие, сделанное ранее сотрудниками Американского института планетологии при помощи межпланетной станции NASA Mars Reconnaissance Orbiter. В результате изучения двух впадин в регионе Лабиринта ночи, они обнаружили железо-магниевые смектиты, относящиеся к категории глинистых минералов. По словам руководителя проекта Кэтрин Вайц, в исследуемых зонах еще относительно недавно могла сохраняться жизнь, по крайней мере, в простейших формах. Присутствие глинистых минералов на планете свидетельствует о том, что когда-то там преобладал теплый влажный климат, пригодный для зарождения подобных форм.

Новое исследование, опубликованное в известном журнале Nature, доказывает, что эти условия были заключены под поверхностью Марса, где в течение коротких периодов времени и существовала жизнь, пока почва была богата водой. Тогда как раз и были сформированы глинистые породы.

"Возможно, мы просто не там ищем. Очевидно, основные процессы происходили под поверхностью планеты, поскольку атмосфера перестала быть плотной, а более плотная атмосфера способствует сохранению жидкой воды, необходимой для возникновения жизни. Сейчас плотность атмосферы Красной планеты, состоящей, в основном, из углекислого газа, составляет всего 1% от аналогичного показателя на Земле, что делает ее полностью непригодной к жизни - температура составляет, в среднем, -63°С из-за сильнейшего радиоактивного излучения. Даже когда она поднимается до максимальных +20°С , из-за разреженности атмосферы вода на Марсе просто выкипает", - пояснила главную идею своей работы Бетани Элманн.

Эту версию подтверждают многочисленные находки. "Минералы смектиты мы обнаруживаем на поверхности весьма редко, в то время как с нижних слоев почвы их извлекают намного чаще", - рассказал профессор Броуновского университета и соавтор исследования Джон Мастард. Недавно был изучен обнаруженный на Марсе минерал пренит, который образуется при температуре +200°С . Подобная температура скорее характерна для подземных гидротермальных условий, чем для поверхности, считает главный исследователь и оператор аппарата CRISM Межпланетной станции NASA Скот Марчи.

Надо отметить, что российские ученые уже говорили о большой вероятности нахождения следов жизни в так называемых "термальных оазисах". Такого мнения придерживается Давид Гиличинский, заведующий лабораторией криологии почв Института физико-химических и биологических проблем почвоведения РАН. А подробное изучение фотоснимков, сделанных космическим аппаратом NASA Mars Reconnaissance Orbiter, лишний раз доказало, что стратегия поиска жизни на Марсе, а в ближайшем будущем и на спутниках Юпитера, должна вестись на подповерхностных породах.

Ученые напоминают, что в пылу охоты на марсиан надо не забывать о здравом смысле. В последнее время выходит много недостоверных, да и попросту нелепых исследований. На снимках поверхности Красной планеты находят то лицо Ганди или Сфинкса, то руины городов или искусственные водоемы. Однако ни одна из этих находок до сих пор не была подкреплена материальным доказательством.