Будущее евро становится все туманнее

Изрядный багаж негатива, накопленный к началу саммита ЕС, внес сумятицу в ряды наблюдателей. Прогнозы экспертов относительно его итогов кардинально разнятся: от прорыва до провала


ФОТО: AP



Очередной саммит ЕС, стартовавший вчера вечером в Брюсселе, открылся в напряженной обстановке. Всего за несколько часов до его начала премьер-министр Польши Дональд Туск резко раскритиковал предложенный "Меркози" план по внесению изменений в европейские конвенции. Его поддержал президент Румынии Траян Бэсеску. Восточноевропейских политиков не устраивает перспектива создания в Евросоюзе группы государств, имеющих приоритет перед другими.

Недовольство политикой, проводимой европейскими лидерами, разделяет и глава фракции либеральных демократов Европарламента, бывший премьер-министр Бельгии Ги Верхофстадт. "Либо мы будем следовать франко-германскому диктату, который ничего не решит потому, что речь идет снова о полумерах, либо мы займем федеральную (в интересах всего ЕС) позицию", – написал он в статье, опубликованной в газете Le Soir. И призвал Бельгию, Нидерланды и Люксембург, а также Италию и Польшу стать противовесом франко-германской оси.

Напомним, ранее Саркози предупредил: если достичь согласия с 27 странами ЕС и переделать Лиссабонский договор не удастся, будет рассматриваться вопрос о создании нового договора между 17 государствами зоны евро и всеми теми, кто пожелает присоединиться к этому союзу. Ангела Меркель, в свою очередь, заявила в четверг, что не исключает возможности проведения специального саммита еврозоны в Брюсселе. О реформе ЕС необходимо договориться именно на этом саммите, подчеркнул президент Франции, поскольку другого шанса на спасение еврозоны уже не будет.

С тем, что время работает против евро, трудно не согласиться. О серьезности ситуации и катастрофической скорости ее ухудшения свидетельствует тот факт, что некоторые европейские центробанки уже начали готовиться к потенциальному выходу отдельных стран из зоны евро или даже распаду валютного союза. Они размышляют, как реанимировать национальную валюту в случае необходимости, пишет The Wall Street Journal. Так, ирландский ЦБ рассматривает возможность получения дополнительного доступа к типографии в случае, если придется создавать новые "старые" банкноты. А представители греческого Центробанка официально заявили, что у них достаточно мощностей для производства собственных денежных знаков.

Швейцария и Латвия, где национальная валюта сохранилась, но ее курс был привязан к евро, теперь подыскивают новый, более надежный ориентир. В Боснии и Герцоговине на этот счет уже определились: в случае развала еврозоны курс их национальной валюты будет привязан к немецкой марке.

Между тем неугомонное Standard & Poor's, устав "размениваться по мелочам", поместило в список на пересмотр с возможностью понижения рейтинг всего Евросоюза, пояснив свое решение ухудшением финансовых проблем в еврозоне и снижением доходов бюджета в Германии и Франции. В официальном сообщении агентства отмечается, что стабильная ситуация сохраняется лишь в трех странах: Великобритании, Дании и Швеции.

Перед этим S&P отправило в список на пересмотр с возможностью понижения суверенные рейтинги 15 из 17 стран еврозоны. Оставшиеся – это Греция, чей рейтинг является "мусорным" еще с июля, и Кипр, чей долгосрочный кредитный рейтинг был подтвержден на уровне "ВВВ" с "негативным" прогнозом. Также в список на пересмотр помещены рейтинги крупнейших банков еврозоны, таких как Societe Generale, BNP Paribas и Deutsche Bank.

Правда, чуть позднее агентство поспешило заверить, что пока не рассматривает сценарий распада зоны евро. Как сообщил старший экономист европейского подразделения S&P Жан-Мишель Сис, в настоящее время у агентства имеется два сценария развития ситуации в Европе: техническая рецессия в регионе и последующее за ней восстановление (вероятность такого сценария агентство оценивает на уровне 60%) и затяжная структурная рецессия (с вероятностью 40%). А дальнейший пересмотр макроэкономических сценариев развития, в основном, зависит от исхода саммита Евросоюза.

Изрядный багаж негатива, накопленный к началу саммита, внес сумятицу в ряды наблюдателей. Прогнозы экспертов относительно итогов мероприятия заметно разнятся. Одни рассчитывают, что под давлением обстоятельств европейские лидеры, наконец, сумеют выработать долгожданные конкретные меры по выходу из кризиса. Другие напоминают, что аналогичные надежды предваряли и два предыдущих саммита, однако оба раза они оказались тщетными. Поэтому и теперь ожидать заметного прорыва не стоит. Дай бог, чтобы наметился хоть какой-то прогресс в выстраивании бюджетных правил.

Выбор читателей