Оппозиции грозит раскол на партии-однодневки

Либерализация партийного законодательства, объявленная Дмитрием Медведевым после декабрьских митингов, может принести "объединенной оппозиции" больше вреда, чем пользы. Потому что объединяться готовы не многие


ФОТО: ИТАР-ТАСС



Один из лидеров "несистемной оппозиции" Михаил Касьянов и организованный им "Круглый стол 12 декабря" предлагают назначить официальным переговорщиком от протестующих Алексея Кудрина - бывшего министра финансов и по совместительству друга Владимира Путина. Складывается парадоксальная ситуация: с легкой руки лидеров оппозиции бороться с Путиным будет его ближайший соратник.

По мнению ряда наблюдателей, не исключено, что присутствие Кудрина в стане протестующих станет еще одним поводом для конфликта внутри оппозиции, и без того раздираемой противоречиями. Тем более что некоторые лидеры декабрьских митингов уже обвиняет друг друга в стремлении "слить" протест и разменять его на теплое место в органах госвласти. Например, как указывают эксперты, довольно показательно выглядят последние действия Бориса Немцова. В своем статусе самоназначившегося лидера всех протестующих он вел переговоры с властью о месте и времени проведения декабрьских митингов. Это уже тогда вызывало целый шквал обвинений в адрес Немцова. Некоторые, вроде Евгении Чириковой, называли его чуть ли не агентом Кремля.

В связи с этим либерализация партийного законодательства, объявленная Дмитрием Медведевым после декабрьских митингов и расцененная аналитиками как уступка "объединенной оппозиции", на деле может принести ей больше вреда, чем пользы. На данный момент каждый из основных либеральных политиков считает своим долгом обзавестись собственной политической партией, и велик риск того, что оппозиция, толком не успев объединиться, начнет дробиться.

Понимает это и блогер Алексей Навальный, оказавшийся на гребне движения "городских рассерженных". Или, как сам он выражается, "сетевых хомячков". "Вместо реальной политреформы нам предложат систему, в которой достаточно комфортно будет существовать профессиональным политактивистам, ну а дальше нужно будет создать три конкурирующие либеральные группы, пару националистических, пару левых. Каждому микролидеру посулят денег, поддержки и немного "доступа к телевизору", намекнув, что именно он настоящий перспективный либерал (националист), а остальные - шантрапа. Вся эта политвозня активно будет освещаться в прессе под соусом "какой кошмар, сборище болтунов. Худшие признаки 90-х вернулись к жизни", - пишет Навальный.

Судя по опыту прошлой политической деятельности ряда вождей оппозиционного движения, этот прогноз вполне может оправдаться. Новый закон еще не принят, а о желании создать свои собственные право-либеральные партии уже заявили Леонид Гозман и Борис Надеждин (Союз правых сил), Борис Титов ("Деловая Россия") и Владимир Милов ("Демократический выбор"). Причем, если два первых проекта аналитики уже дружно записали в кремлевские (сам, Титов, например, и не скрывает, что будет агитировать за Путина), то партия Владимира Милова претендует на роль оппозиционной.

Проблема только в том, что известность самого Милова среди населения сейчас минимальна и наиболее логичным для него было бы не создание собственного "проекта", а коалиция с другими лидерами оппозиции. Но это в теории. На практике такая возможность представляется маловероятной из-за постоянных разногласий в оппозиционном лагере. Тем более что у Владимира Милова уже был печальный опыт на этот счет. В 2010 - 2011 гг. он пытался создать оппозиционную партию ПАРНАС "на паях" с Борисом Немцовым, Михаилом Касьяновым и Владимиром Рыжковым. Но попытка объединения закончилась грандиозным скандалом и взаимными обвинениями. С сентября прошлого года Владимир Милов находится в фактической оппозиции к бывшим соратниками.

Вряд ли после того, как несистемной оппозиции разрешат легализоваться, бывшие "непримиримые друзья" смогут вновь объединиться. Скорее всего, каждый преобразует собственное политическое движение (а оно есть в активе у всех сопредседателей ПАРНАСа) в отдельную политическую партию со всеми вытекающими из этого последствиями.

В результате, как прогнозирует глава Института избирательных технологий Евгений Сучков, "и ПАРНАС, и другие партии, которым было отказано в регистрации, будут зарегистрированы. Но никакого влияния они иметь не будут. Появится масса партий-однодневок, которые своим количеством просто запутают избирателей". Если в этом и заключается новый "план Путина", то, получается, что либеральные политики уже активно включились в его реализацию.

Выбор читателей