Казахстан обновит правительство

Интрига вокруг состава казахстанского правительства сохраняется. Накануне выборов высокопоставленные источники в руководстве Казахстана намекали о возможности серьезных кадровых перемен в Кабинете министров




Избранный 15 января парламент Казахстана не стал терять времени даром: уже на ближайшую пятницу запланировано первое заседание, где помимо организационных моментов - выбора спикера, руководителей комитетов и комиссий, – будет, скорее всего, рассмотрен вопрос о доверии действующему кабинету. Таково требование законодательства. Сегодня для страны этот вопрос один из ключевых. Тем самым будет определена и кандидатура будущего премьер-министра.

Сохранит ли свой пост вот уже пять лет стоящий у руля казахстанского правительства Карим Масимов? Однозначно ответить на этот вопрос невозможно. Звучат имена и других кандидатов на этот пост. Советник президента Нурсултана Назарабаева по политическим вопрос Ермухамед Ертысбаев еще в ноябре возможными претендентами называл бывшего главу национального фонда безопасности "Самрук Казына" Тимура Кулибаева и бывшего же первого вице-премьера Умирзака Шукеева. Первый своего поста и возможностей карьерного роста лишился в результате декабрьских событий в Жанаозене. А второй занял освободившийся пост первого. Некоторые эксперты называют в качестве сильного претендента главу администрации президента Аслана Мусина, однако серьезных аргументов в пользу этой кандидатуры пока не было озвучено.

В целом, если анализировать работу уходящего в отставку правительства Карима Масимова, надо признать, что она была достаточно эффективной. Во-первых, можно вспомнить, что его правительство прошло "проверку боем": довольно успешно провело экономику Казахстана сквозь горнило мирового финансового кризиса. Даже в очень тяжелом 2009 г. страна показала хоть небольшой, но все же рост ВВП в размере 1,3%, а не спад. А уже в 2010 г., как и в 2011-м, если судить по предварительным данным, рост составлял по 7% ежегодно. В итоге Казахстан, по данным Ernst & Young, вошел в тройку самых быстрорастущих экономик мира (пропустив вперед только Китай и Катар). План выхода из кризиса, предложенный Нурсултаном Назарбаевым, сработал на все сто. А ведь в разработке этого документа и воплощении его в жизнь правительство играло самую серьезную роль.

Во-вторых, в 2010 г., когда Казахстан еще только начинал оправляться от потерь, нанесенных кризисом, в стране стартовала национальная программа форсированного индустриально-инновационного развития. Программа ставила амбициозную цель - снизить степень нефтяной зависимости экономики, переведя ее на рельсы технологий XXI века. В итоге за два года в Казахстане при поддержке государства были построены и запущены в строй около 400 новых предприятий (еще столько же предстоит достроить). Программа рассчитана на срок до 2014 г., так что как минимум логично, чтобы премьер, при котором ей был дан старт, отчитался и по ее итогам. Тем более что деньги в программу вложены уже очень солидные – более $9 миллиардов.

Впрочем, действующий премьер Казахстана в любом случае останется в истории как человек, благодаря упорству и терпению которого интеграционные процессы на постсоветском пространстве обрели осязаемые черты. С 1 января 2010 г. в полную силу заработал Таможенный союз России, Казахстана и Белоруссии, а с 1 января нынешнего года эти страны живут в Едином экономическом пространстве. Теперь пора задуматься над тем, каким может быть следующий шаг – во что вырастет ЕЭП?

В самых общих чертах ответ уже дан – в Евразийский союз. Об этом Союзе первым заговорил еще Нурсултан Назарбаев почти 20 лет назад. Сейчас идею подхватил Владимир Путин, и она начинает воплощаться в жизнь. Карим Масимов в качестве премьер-министра Казахстана сыграл в деле евразийской интеграции немалую роль. Если, образно выражаясь, Назарбаев был ее "архитектором", то Масимов – основным (с казахстанской стороны) "прорабом" строительства сначала Таможенного союза, а затем - Единого экономического пространства. Он постоянно участвовал в переговорном процессе, призванном согласовать экономические интересы будущих участников. Это была непростая, долгая, но необходимая работа. При этом, когда журналисты допытывались у Масимова, заработает ли Таможенный союз в срок, он, полушутя, парировал: "Если я выскажу хоть какие-то сомнения, то этого не будет точно".

Заработал ТС строго по графику. После чего казахстанский премьер превратился по совместительству и в одного из его главных популяризаторов, что тоже было не так уж просто. Ведь в сознании немалой части казахстанцев Таможенный союз ассоциировался поначалу лишь с перспективой роста цен. Сейчас, когда товарооборот Казахстана с партнерами по Таможенному союзу вырос почти на $20 млрд, доказывать его преимущества обществу стало гораздо легче.

Впрочем, и Таможенный союз, и пришедшее ему на смену ЕЭП – формы интеграции, имеющие прямые аналоги в мире. А вот модель Евразийского союза во всех деталях еще только предстоит проработать: выработать свои формы, которые учтут опыт других стран (того же ЕС, например) и позволят избежать уже сделанных другими ошибок. "Интеграционный" опыт практика-переговорщика Масимова может оказаться более чем полезным. Тем более последние межправительственные встречи на высшем уровне показали, что среди стран СНГ наиболее успешно диалог строится именно между Россией и Казахстаном.

Объективно в том, в чтобы стране сейчас сменился премьер-министр, заинтересованы региональные кланы, которые хотели бы видеть на этом посту своего земляка. Нынешнее правительство по поручению президента Назарбаева довольно жестко работало на то, чтобы отстоять национальные интересы республики в стратегически важной нефтегазовой отрасли. Так, за последние годы в ходе переговоров Казахстану удалось добиться от транснациональных компаний расширения своего участия в таких ключевых проектах по добыче углеводородного сырья, как Кашаганский и Карачаганакский (притом что Карачаганак – одно из крупнейших нефтегазоконденсатных месторождений не только в Казахстане, но и в мире). Однако же вряд ли в сегодняшнем Казахстане кто-то возьмется лоббировать интересы западных корпораций...

Одним словом, интрига вокруг состава казахстанского правительства сохраняется. Тем более что накануне выборов высокопоставленные источники в руководстве Казахстана намекали, что в кабинете возможны серьезные кадровые перемены.

Выбор читателей