Говорящий немой

Незамысловатый, казалось бы, сюжет "Артиста" обнажает глубинные пласты человеческих переживаний. Зрителя как будто сажают в машину времени и позволяют ощутить восхищение, которое возникало у первых посетителей синематографа




Артист (The Artist), Франция –Бельгия, 2011
Режиссер: Мишель Хазанавичус
В ролях: Жан Дюжарден, Беренис Бежо, Джон Гудмен, Мальколм Макдауэлл

Этот фильм стал триумфатором прошедшего киносезона во всем мире и скорее всего завершит свое победное шествие по странам и фестивалям гроздью "Оскаров", имея в арсенале аж десять номинаций.

На днях "Артисту" присудили 7 премий Британской киноакадемии BAFTA, а до этого, помимо "Золотого глобуса" за лучший фильм, на Каннском фестивале Жан Дюжарден получил "Золотую пальмовую ветвь" как лучший исполнитель мужской роли. Вне конкурсных рамок последнего ММКФ фильм уже был летом восторженно принят столичной публикой, и вот, наконец, вышел в широкий кинопрокат в России.

Между тем это вовсе не голливудское кино, хотя и о Голливуде. Возникает вопрос, как же европейский проект может участвовать в оскаровской гонке в стольких номинациях? Там, конечно, в эпизодах играет несколько заокеанских знаменитостей, в частности любимец братьев Коэнов Джон Гудмен, несколько международных звезд, в том числе Мальколм Макдауэлл, но в общем кино снято парижанином Мишелем Хазанавичусом с французскими актерами (главную женскую роль исполняет его жена Беренис Бежо) и вовсе без участия американских продюсеров. Кстати, 15-миллионный бюджет уже перекрыт в прокате в четыре раза, что для европейской картины несомненно коммерческий успех. Несмотря на то, что иностранным картинам на "Оскаре" обычно светит единственная номинация за "лучший зарубежный фильм", фишка этой ленты в том, что она немая, а значит, не имеет признаков "неанглоязычного" кино.

Но даже без всяких наград перед нами неожиданное произведение. Его уникальность в том, что Хазанавичус нарушил все современные каноны киноиндустрии.

Во-первых, фильм не цветной. Ну это ладно, хотя социологические исследования говорят, что широкую публику отпугивает монохромные ленты. Черно-белая гамма выбирается современными авторами, чтобы придать повествованию некой многозначительности, обычно этим приемом пользуются те, кто снимает в стиле арт-хаус. А тут романтическая комедия, с кучей трюков, с элементами танцевального шоу, с дрессированными животными, с гэгами.

Второе, что вообще не укладывается ни в какие рамки современного шоубиза, – фильм немой. Понятно, что он повествует о том времени, когда ни цветной пленки, ни голоса в кино не было – действие развивается в 1927 году. Довольно часто современные режиссеры вставляют в свои картины сценки как будто из немого кино, в виде флэшбеков или интермедий. Прием известный. Но как снять полнометражное "кино о кино" средствами все того же архаичного кино, да так, чтобы зритель все полтора часа только шире рот от удивления раскрывал, – известно только творческой группе "Артиста".

Мишелю Хазанавичусу надоело числиться в авторах шпионских пародий про агента 117, хотя именно в них он начал раскрывать талант своего старинного друга Жана Дюжардена как танцора и комика. На основании многолетней совместной работы у творческого тандема родилась нетривиальная идея: воплотить на экране образ героя-любовника эпохи Великого Немого, благо внешность Дюжардена этому способствует. Хотя увидеть этого неброского француза в гриме Дугласа Фербенкса мог только острый глаз приятеля-режиссера.

В "дозвуковые" времена актерская игра на экране мало чем отличалась от пантомимы, а великие артисты, лишенные дара речи, достигали в этом жанре невиданных высот. Но в конце 20-х, когда появился синхронный звук, многие знаменитости не выдержали тотальной ломки жанровой парадигмы и потерпели жесточайшее профессиональное фиаско.

Перед нам разворачивается история такого миллионера-неудачника, вынужденного сойти со сцены, который влюбляется в статистку-танцовщицу, ставшую вдруг звездой звукового кино.

Уже в имени протагониста Джоржа Валентайна прочитывается псевдоним великого Рудольфо Валентино, секс-символа своего поколения, чья внезапная смерть в 30 лет вызвала волну самоубийств его экзальтированных поклонниц.

Сюжет "Артиста" аккумулирует основные драматургические ходы немых ромкомов. Но казалось бы незамысловатый сюжет внезапно обнажает глубинные пласты человеческих переживаний. Ощущение стократно усиливается тем, что история полностью очищена от вербальной шелухи. Мы начинаем понимать универсальный язык искусства, позволяющий разным людям в любой точке мира смеяться и плакать над одними и теми же ситуациями.

Грим, игра и пластика актеров, декорации, свет, музыка этого удивительного фильма в такой степени подражает великим образцам эпохи братьев Люмьер, что зрителя как будто сажают в машину времени и позволяют ощутить восхищение, которое возникало у первых посетителей синематографа.

Этот фильм вызвал огромное воодушевление среди фестивальной публики и критиков, а теперь и у широкой публики, что лишний раз доказывает – кино вовсе не так зависит от технологии, как это принято думать. А уж синефилам здесь такое раздолье, что разбор мизансцен вполне может заменить семинар по истории немого кино в каком-нибудь колледже. Создатели "Артиста" не только выражают почтение создателям движущихся картинок, но в очередной раз доказывают, что это самостоятельный род искусства, обладающий собственными выразительными средствами. А поскольку история спиралевидна, возможно, мы стоим на пороге очередных открытий в этом замечательном жанре.

Выбор читателей