Почему "отвязался" Минск

"Великий исход" европейских послов из Минска можно считать из ряда вон выходящим даже для Белоруссии, которая давно привыкла к скандальной манере своего президента вести международные дела


Посол Польши в Белоруссии Лешек Шерепка. ФОТО: ИТАР-ТАСС



" Великий исход" европейских послов из Минска можно считать из ряда вон выходящим даже для Белоруссии, которая давно привыкла к скандальной манере своего президента вести международные дела.

Лукашенко сегодня без особых последствий может позволить себе ругаться с Европой: политические отношения с ней и так складывались в последнее время хуже некуда, а экономическая ситуация в Белоруссии наконец-то взята под контроль.

"Признаки диалога Белоруссии и ЕС тухнут", – говорит политический обозреватель Роман Яковлевский. "Высылка послов, а именно так можно назвать предложение им съездить на родину, является демонстративным шагов, который показывает отказ белорусского режима от диалога. Это шаг к конфронтации", – считает политолог Владимир Мацкевич.

Независимые наблюдатели в Минске говорят, что белорусские власти лезли на рожон сознательно. Брюссель намекал на готовность к диалогу: 27 февраля список белорусских граждан, попавших в европейский "стоп-лист", был расширен только на 21 персону, а не на 135, как планировалось изначально. Но Минск демонстративно отказался от диалога.

Бывший депутат верхней палаты белорусского парламента Ольга Абрамова считает, что "отзыв послов опосредованно связан с предстоящими парламентскими выборами". "Это часть единой тактики по демонстрации ухудшения отношений с Западом, – уверена она. – В масштабной политической кампании достаточно часто назначается условный враг. Этим врагом сейчас будет Запад и несистемная оппозиция, которая будет представлена как продавшаяся Западу и предающая собственный народ".

Белорусский МИД демонстрирует, что не боится санкций со стороны ЕС. "В Брюсселе и столицах государств Евросоюза не должны забывать, что применительно к Беларуси тактика устрашения не работает. На односторонних условиях, условиях силового нажима нормализация отношений невозможна", – подчеркивается в официальном сообщении внешнеполитического ведомства.

Между тем политолог Денис Мельянцов считает, что ближе к осени ЕС пойдет на попятную: "как показывает практика, отношения Белоруссии с Западом перед электоральными кампаниями улучшаются".

Вполне может быть и так, что Минск нарочно раскручивает конфликт с ЕС, чтобы к осени можно было сделать несколько "послаблений" и в нужный момент объявить о новой волне политической демократизации.

Никакими экономическими последствиями новый конфликт Минску не грозит, уверены эксперты. Политолог Виктор Мартинович говорит, что европейские санкции в отношении Белоруссии "никогда не работали". Более того, они никогда не отражались на росте товарооборота между странами Европы.

"Минск не станет стрелять себе в ногу прекращением экспорта нефтепродуктов в страны Евросоюза", – убежден аналитик Андрей Федоров. Он также уверен, что и Европа не заинтересована в отказе от белорусского бензина, который активно потребляют и в Прибалтике, и в Нидерландах, и в других странах.

А вот кому от конфликта точно станет хуже, так это оппозиции. В отсутствие в Минске послов европейских государств ей вполне могут устроить "темную". Накануне появилась информация о том, что Белоруссия рассматривает возможность ограничения выезда из страны 108 оппозиционеров. Пишут, что ограничения затронут в том числе бывшего председателя Верховного совета Станислава Шушкевича, председателя Белорусского конгресса демократических профсоюзов Александра Ярошука и председателя Белорусской ассоциации журналистов Жанну Литвину. Такой вот симметричный ответ тем, кто выступал за запрет на посещение Европы сторонниками власти.

А еще в Белоруссии в ближайшее время может исчезнуть миссия ОБСЕ. Зампред парламента Виктор Гуминский заявил, что организация не готова к сотрудничеству с властями, а речь всегда шла "только о конфронтации, введении экономических санкций и принятии мер по их эффективности".


Обсудить на Facebook

Выбор читателей