Банки толкают страну к социальному взрыву

Нет никаких гарантий, что новый закон о банкротстве физических лиц станет для банков руководством к действию и они не будут игнорировать его, как игнорируют сейчас возможность взимания денег с должника в судебном порядке




В среду на пресс-конференции в Москве председатель комитета Госдумы по вопросам собственности Сергей Гаврилов пообещал, что закон о банкротстве физических лиц будет вынесен на голосование уже в весеннюю сессию и, скорее всего, будет принят в первом чтении.

Безуспешные попытки принятия этого закона продолжаются уже около десяти лет. Новый законопроект называется "О реабилитационных процедурах в отношении гражданина-должника". Его революционность для России заключается в том, что теперь заемщик сможет сам обратиться в Арбитражный суд, не дожидаясь, пока банк запустит процедуру взыскания.

"Обращение должника в Арбитражный суд лишает банк шансов взыскивать долг через коллекторское агентство", – уверил Гаврилов. Таким образом, по его словам, будет ликвидирована одна из немногих "оставшихся от лихих 90-х бандитских теневых сфер". Остается, впрочем, непонятным, каким образом закон защитит должника от угроз и возможного насильственного выбивания долгов.

"У нас элемент преступный был и есть всегда и везде, – признает депутат. – Я же не писал договор с банком кровью на промокашке в темном подъезде, значит, могу решать вопрос цивилизованным путем, имею право идти в суд!" Однако еще недавно глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко предлагал просто запретить в России деятельность коллекторских агентств. По его мнению, главной причиной существующего коллекторского беспредела является не отсутствие закона о банкротстве физлиц, а сам факт существования подобных агентств.

В России, в принципе, достаточно законов, позволяющих банку выяснить все отношения с должником в суде, не прибегая к услугам коллекторов. Кроме того, по закону "отбиранием имущества" должны заниматься вовсе не коллекторы, а институт судебных приставов. Многие юристы считают незаконной саму передачу личных данных заемщика коллекторскому агентству – заемщик заключал договор с банком, а не с коллекторами. Таким образом, определенные цивилизованные механизмы в России созданы, однако банки не спешат ими воспользоваться.

И нет никаких гарантий, что новый закон, который собираются принять в Госдуме, станет для банков руководством к действию и они не будут игнорировать его, как игнорируют сейчас возможность взимания денег с должника в судебном порядке.

Коммерческие банки, по словам Гаврилова, выступают категорически против новой законодательной инициативы, поскольку им выгодна существующая сегодня система. Однако задача государства – "вывести этот рынок из тени, сократить криминальное поле".

Суды новому закону тоже не очень рады: они опасаются огромного наплыва должников. Изначально предполагалось, что признать себя банкротом сможет человек, задолжавший не менее 10 тыс. руб., однако сейчас эту планку подняли до 50 тысяч.

Согласно новой законодательной инициативе, суд будет предоставлять должникам рассрочку на пять лет при процентах, равных половине ставки ЦБ. На сегодня это 4% годовых. И только спустя пять лет, если заемщик так и не начал пытаться выплачивать долг, приставы начнут описывать его имущество. Впрочем, выселять в общежития никого не планируется – должнику останется его жилье, если оно у него единственное.


Обсудить на Facebook

Выбор читателей