Новое правительство формируют в атмосфере войны

Информационная активность вокруг Нургалиева, Шувалова и других высоких персон свидетельствует о том, что принципиальные кадровые решения принимаются именно сейчас, хотя участники тандема предпочитают говорить лишь о "консультациях"


ФОТО: ИТАР-ТАСС



Президент Дмитрий Медведев утверждает, что формирование нового правительства начнется после инаугурации избранного главы государства, а все разговоры о том, что это произойдет раньше, как говорится, пустые хлопоты. Конечно, ему, как будущему премьеру, виднее. Но если судить по количеству компромата на чиновников высшего ранга, ставшего в последние недели достоянием общественности, то распределение кабинетов в Белом доме уже в самом разгаре.

Сразу две влиятельные западные деловые газеты – Wall Street Journal и Financial Times – поведали о деликатных подробностях происхождения капиталов семьи Игоря Шувалова. Депутат Госдумы Александр Хинштейн со страниц родного "МК" разоблачает министра внутренних дел Рашида Нургалиева, еще не оправившегося от скандала в Казани, – тут и про обыск у бывшего замминистра Аркадия Еделева, и про попытки скрыть ДТП с участием супруги главы МВД.

Такая информационная активность может свидетельствовать только об одном: принципиальные кадровые решения принимаются именно сейчас, хотя участники тандема предпочитают говорить о "консультациях". В администрации президента не исключают, что частично о новой конфигурации правительства Путин может объявить уже 11 апреля – во время своего последнего отчета перед Госдумой. Логика такого маневра очевидна: если руководителей силовых ведомств президент назначает своим указом, то кандидатуры министров экономического блока формально являются прерогативой премьера, и Путину проще объявить о принятых решениях, пока еще именно он командует в Белом доме.

Уже сейчас понятно, что правительство Медведева будет состоять из двух частей: людей собственно Медведева и креатур Путина. И, поскольку собственной сильной команды экономистов у Медведева нет, вторая часть, скорее всего, окажется большей. Фактически, речь идет о перспективах сосуществования в рамках одного кабинета министров двух партий – либеральной (ее лидером считается Медведев) и "государственнической" (ее олицетворением стал вице-премьер Игорь Сечин, сохраняющий хорошие отношения с руководителями большинства силовых структур). Это заставляет наблюдателей искать в Сечине кадровый "противовес" будущему премьеру. В перспективе такого противостояния "слив" либерала Игоря Шувалова, который мог бы значительно усилить команду Медведева, выглядит знаковым событием.

По большей же части подбор кадров для будущих правительства и администрации президента ведется в режиме спецоперации: ее подробности не известны никому, включая будущих участников. Никому из действующих глав министерств и вице-премьеров предложения перейти на работу в новый состав не сделаны, утверждают "Известия". Чиновники в полнейшем неведении – похоже, реальной информацией о происходящем владеют только Путин и Медведев. Однако по некоторым косвенным признакам наблюдательные сотрудники кадровых служб прогнозируют, что среди будущих назначенцев на ответственные посты может обнаружиться много людей, занимающих довольно скромные позиции в нынешней табели о рангах. Такое впечатление, что решено сильно перетасовать колоду, и очень может оказаться: большинство имен в новом правительстве будут малоизвестны.

Подобной перетасовкой будущий глава государства может убить сразу нескольких зайцев. Во-первых, избавиться от руководителей-аллергенов, не пользующихся популярностью у населения и даже среди собственных подчиненных, – как например уже практически "списанные" Рашид Нургалиев или глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова. Кроме того, это позволит сформировать генерацию чиновников, обязанных своей карьерой прежде всего действующему президенту, а не одному из кланов. "Командная" система формирования госаппарата сильно сказывается на управляемости государственной машиной: чиновники склонны заботиться, в первую очередь, об интересах собственной корпорации и игнорировать передаваемые по исполнительной вертикали приказы, если они таким интересам противоречат.

Но, судя по той информационной войне, которая разворачивается сейчас вокруг тех или иных кадровых позиций, полностью избавиться от влияния кланов при формировании нового правительства не позволит даже спецоперация.


Обсудить на Facebook

Выбор читателей