Российский самолет пропал в Индонезии

Superjet 100 исчез с экранов радаров во время показательного полета в Джакарте. На борту лайнера находятся 50 человек, в том числе восемь граждан РФ и 42 иностранца. Возможно, самолет разбился в горах либо его угнали


ФОТО: Сергей Доля



В Индонезии пропал российский самолет Superjet 100. Он совершал показательный полет в столице страны г. Джакарте, на борту находятся 50 человек, в том числе восемь граждан РФ и 42 иностранца, в основном граждане Индонезии.

Как сообщает РИА "Новости", лайнер не вернулся на аэродром в назначенное время. По данным авиационных властей Индонезии, Superjet пропал с экранов радаров. Находящиеся на борту люди не отвечают на звонки по мобильным телефонам, сообщает корреспондент агентства в Джакарте Александр Ковалев.

По словам журналиста, экипаж незадолго до потери связи запросил разрешение на снижение с высоты в 10 тыс. футов до шести тысяч футов. Затем он повернул направо и стал снижаться. Известно, что в том месте находится гора высотой более семи тысяч футов. Вскоре самолет пропал с экранов радаров. К настоящему моменту топливо на нем должно быть полностью выработано.

Сейчас идут активные поиски пропавшего самолета. Власти Индонезии первоначально выдвинули две версии: самолет мог врезаться в гору в условиях низкой облачности, либо его угнали. Предполагаемый район происшествия находится примерно в 60 км от Джакарты.

Российский фотограф Сергей Доля пишет в Twitter'е, что пока лайнер найти не удалось, вылетевший на поиски вертолет вернулся ни с чем. "Аварийный радар, который должен включиться при крушении пока не работает, так что еще есть надежда", - сообщил он. Сам Доля тоже должен был лететь в составе российской делегации, но передумал в последний момент.

Посольство РФ в Джакарте принимает участие в поисках самолета. "Сегодня утром в джакартском аэропорту "Халим" состоялась презентация нашего самолета Sukhoi Superjet-100. Во время второго демонстрационного полета связь с самолетом была потряна, сигнал ушел с радара. В аэропорту создана кризисная группа в составе местных властей и сотрудников нашего посольства, выясняем причины и обстоятельства произошедшего", - сообщил журналистам пресс-атташе посольства Дмитрий Солодов.

В Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) сообщили, что самолет был исправен, его проверили перед вылетом. "По информации из Индонезии, связь с самолетом прервалась через 20 минут после начала полета. Самолет исчез с радаров. Сейчас ведутся поисковые работы, и создан оперативный штаб", - цитирует РБК представителя ОАК.

По словам Сергея Доли, в Джакарте уже стемнело, поэтому поиски пропавшего лайнера будут вести на машинах. Поисковая группа выехала в предполагаемый район происшествия. Как сообщили индонезийские власти, туда направились несколько автомобилей, кроме того, о случившемся оповестили полицию, ВВС и сухопутные войска Индонезии. В аэропорт, где находится оперативный штаб, прибыл посол России.

"В районе возможного падения самолета есть поселки и деревни, но пока сигналов от местных жителей в сформированный кризисный штаб, в состав которого входят представители российской и индонезийской стороны, никаких дополнительных сведений не поступало", - уточнил представитель индонезийских властей.

По словам корреспондента РИА "Новости", самолет пропал в горном районе, рядом с действующим вулканом Салак. Из-за него там очень часто идут дожди и сильные грозы (вулкан останавливает тучи, идущие с океана, и заставляет их проливаться дождем). Расположенный рядом г. Богор пользуется славой "города грома" - раскатов грома в нем не слышно только 40 дней в году. По данным местных СМИ, лайнер мог упасть в горном заповеднике. Жители расположенных рядом деревень сообщили журналистам, что слышали рев моторов.

Как сообщает Сергей Доля, к настоящему моменту удалось восстановить траекторию полета лайнера. "Он облетел гору, а потом круто изменил курс и начал резкое снижение", - пишет он в своем микроблоге. "Наземная операция будет продолжаться всю ночь. Попробуют залезть на самую высокую точку. Утром продолжат на 5 вертолетах", - добавил он.

Премьер-министр России Дмитрий Медведев создал комиссию по расследованию инцидента в Индонезии. Ее возглавил замглавы Минпромторга Юрий Слюсарь, а в ее состав вошли представители МИД и Объединенной авиастроительной корпорации, которой принадлежит холдинг "Сухой".

Кроме того, на рассвете готовился к вылету военный вертолет ВВС Индонезии, однако из-за ухудшения погоды вылет задерживется примерно на час. "В том районе, где накануне с радаров исчез российский самолет Sukhoi SuperJet-100, низкая облачность и туман, поэтому вылет вертолетов откладывается не менее чем на час", - сообщили в кризисном штабе.

Superjet вылетел из Москвы 2 мая в турне по шести странам Азии. Как рассказал представитель компании "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС), новейший лайнер российского производства должен был посетить Казахстан, Пакистан, Мьянму, Индонезию, Лаос и Вьетнам. На следующий день самолет приземлился в Астане, где его показали президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву. Он лично побывал на борту лайнера в ходе международной выставки вооружений "КАДЕКС - 2012".

Потом Superjet вылетел в Пакистан, где самолет продемонстрировали министру обороны Ахмаду Мухтару, министру гражданской авиации Надиму Хану Юзазаю, а также министру торговли Махдуму Амину Фахину. Новинку российского авиапрома также показали ключевым игрокам воздушного рынка Пакистана - представителям авиакомпаний PIA, Air Blue, Shaheen Airlines, Bhoja Airlines.

В Мьянме Superjet побывал 7 мая. Интерес к самолету проявили в минобороны страны, и государственная военная авиакомпания сообщила, что рассматривает вопрос о приобретении двух лайнеров. Затем Superjet отправился в Индонезию и по пути впервые пересек линию экватора.

В Джакарту российский лайнер прибыл 8 мая и успел совершить сегодня один показательный полет, он прошел штатно. Самолет поднялся в небо Джакарты со стюардессами авиакомпании Sky Aviation, а также представителями ОАО "ВЭБ-Лизинг" и российского агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР). Во время второго полета на борт Superjet 100 поднялись уже потенциальные заказчики - представители индонезийских авиакомпаний Batavia, Pelita, Air Aviastar, Sriwijaya Air, а также местные журналисты.

Самолетом управляет российский экипаж во главе со старшим летчиком-испытателем Александром Яблонцевым. Второй пилот - летчик-испытатель Александр Кочетков. Оба работают в компании "Гражданские самолеты Сухого". На борту находятся также штурман Олег Швецов, полетный инженер Алексей Киркин, ведущий инженер по летным испытаниям Денис Рахимов, заместитель начальника летно-испытательного центра комплекса ГСС Николай Мартыщенко, директор по продажам компании Евгений Гребенщиков и менеджер по контрактам Кристина Куржукова.

Александр Яблонцев летает на самолетах Superjet уже много лет, он принимал активное участие в испытаниях данной машины и был первым пилотом, который поднял новый лайнер в воздух. По профессии он военный летчик, в конце 1980-х гг. прошел отбор по программе "Буран" и получил квалификацию космонавта-испытателя, но на орбите побывать не успел. В 1997 г. Яблонцев был уволен из рядов Вооруженных сил в звании полковника и перешел в гражданскую авиацию. Имеет групповой налет более двух тысяч часов, освоил 45 типов самолетов и их модификаций.

Напомним, с Superjet 100 связаны надежды на возрождение российского авиапрома. Работа над новым самолетом стартовала еще в 2000 году. Лайнер был предназначен для замены давно морально и физически устаревшим самолетам Ту-134 и Як-42 на внутренних авиалиниях. На мировом рынке он позиционировался как конкурент среднемагистральных бразильских самолетов Embraer и канадских Bombardier. При этом козырем российской машины должна была стать низкая стоимость обслуживания.

Строго говоря, Superjet нельзя назвать полностью российским самолетом. Кроме "Сухого" в его разработке принимал участие целый ряд западных компаний, в том числе Boeing, итальянская Alenia Aeronautica и французская Snecma. Последняя, в частности, вместе с НПО "Сатурн" сделала для него двигатели.

Суперлайнер впервые поднялся в воздух в мае 2008 года. Тем не менее, ввод самолета в эксплуатацию затянулся из-за технических причин. Буквально в последний момент выяснилось, что он "разжирел": лайнер оказался на три тонны тяжелее, чем планировалось. Пришлось его срочно дорабатывать ценой срыва срока поставок. Широкомасштабные продажи Superjet стартовали только в прошлом году.

Серьезных происшествий с Superjet до сих пор не происходило, были различные мелкие поломки и инциденты. Так, в начале мая лайнер выкатился за пределы посадочной полосы в Казани, а в марте у Superjet сломалось шасси вскоре после вылета из "Шереметьево".

Выбор читателей